Рабочая программа Информатика и ИКТ 11 (базовый уровень)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МАОУ «Школа № 13»

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика» (базовый уровень)
для обучающихся 10 – 11 классов

г. Ирбит 2023 год

Оглавление
Содержание учебного предмета .................................................................................... 3
Тематическое планирование 10-11 класс ..................................................................... 8
Тематическое планирование 10класс ............................................................................ 8
Тематическое планирование 11 класс ........................................................................... 9
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика» ................ 10
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» .................. 13
Критерии оценки знаний ............................................................................................. 19

2

Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в Глава 1. Информация и информационные процессы
окружающем мире. Различия в представлении данных, § 1. Информация. Информационная грамотность и
предназначенных для хранения и обработки в информационная культура
автоматизированных компьютерных системах, и данных, 1.Информация, её свойства и виды
предназначенных для восприятия человеком. Системы. 2.Информационная культура и информационная
Компоненты
системы
и
их
взаимодействие. грамотность
Универсальность дискретного представления информации
3.Этапы работы с информацией
4.Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1.Содержательный подход к измерению информации
2.Алфавитный подход к измерению информации
3.Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах различной природы
1.Системы
2.Информационные связи в системах
3.Системы управления
§ 4. Обработка информации
1.Задачи обработки информации
2.Кодирование информации
3.Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1.Передача информации
2.Хранение информации
Глава 3. Представление информации в компьютере § 14.
Кодирование текстовой информации
1.Кодировка АSCII и её расширения
2.Стандарт UNICODE
3.Информационный объём текстового сообщения
§ 15. Кодирование графической информации
1.Общие подходы к кодированию графической информации
2.О векторной и растровой графике
3.Кодирование цвета
4.Цветовая модель RGB
5.Цветовая модель HSB
6.Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1.Звук и его характеристики
2.Понятие звукозаписи
3.Оцифровка звука
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Равномерные и неравномерные Глава 1. Информация и информационные процессы
коды. Условие Фано.
§ 4. Обработка информации
4.2. Кодирование информации
Системы счисления
Глава 3. Представление информации в компьютере
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и § 10. Представление чисел в позиционных системах
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и счисления
вычитание чисел, записанных в этих системах счисления
1.Общие сведения о системах счисления
2.Позиционные системы счисления
3.Перевод чисел из q-ичной в
десятичную систему счисления§ 11. Перевод чисел из
одной позиционной системы счисления в другую
5.Перевод целого десятичного числа в систему счисления с
основанием q
6.Перевод целого десятичного числа в двоичную систему
счисления
7.Перевод целого числа из системы счисления с основанием
p в систему счисления с основанием q
8.Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления
с основанием q
9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах

3

Элементы
комбинаторики,
теории
множеств
и
математической
логики.
Операции
«импликация»,
«эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений.
Построение логического выражения с данной таблицей
истинности. Решение простейших логических уравнений.

счисления
§ 12. Арифметические операции в позиционных системах
счисления
1.Сложение чисел в системе счисления с основанием q
2.Вычитание чисел в системе счисления с основанием q
3.Умножение чисел в системе счисления с основанием q
4.Деление чисел в системе счисления с основанием q
5.Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1.Представление целых чисел
2.Представление вещественных чисел
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики
§ 17. Некоторые сведения из теории множеств
1.Понятие множества
2.Операции над множествами
3.Мощность множества
§ 18. Алгебра логики
1.Логические высказывания и переменные
2.Логические операции
3.Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
1.Построение таблиц истинности
2.Анализ таблиц истинности
§20.Преобразование логических выражений
1.Основные законы алгебры логики
2.Логические функции
3.Составление логического выражения по таблице
истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.
1.Логические элементы
2.Сумматор
3.Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1.Метод рассуждений
2.Задачи о рыцарях и лжецах
3.Задачи на сопоставление. Табличный метод
4.Использование таблиц истинности для решения
логических задач
5.Решение логических задач путём упрощения логических
выражений
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
3. Графы, деревья и таблицы
§ 11. Моделирование на графах
1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей

Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом
графов (примеры: построения оптимального пути между
вершинами ориентированного ациклического графа;
определения количества различных путей между
вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира.
Бинарное дерево
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
11 класс
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
Табличные величины (массивы).
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма
программирования
2. Способы записи алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция
Составление алгоритмов и их программная реализация 11 класс
Этапы решения задач на компьютере.
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
Операторы языка программирования, основные
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
конструкции языка программирования. Типы и структуры
1. Структурная организация данных

4

данных. Кодирование базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном
языке программирования. Интерфейс выбранной среды.
Составление алгоритмов и программ в выбранной среде
программирования. Приемы отладки программ. Проверка
работоспособности программ с использованием
трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из различных предметных
областей.
Постановка задачи сортировки

2. Некоторые сведения о языке программирования Pascal
§ 8. Структурированные типы данных. Массивы
1. Общие сведения об одномерных массивах
2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами
3. Проверка соответствия элементов массива некоторому
условию
4. Удаление и вставка элементов массива
5. Перестановка всех элементов массива в обратном
порядке
6. Сортировка массива
§ 9. Структурное программирование
1. Общее представление о структурном программировании
2. Вспомогательный алгоритм
3. Рекурсивные алгоритмы
4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal
11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
4. Другие приёмы анализа программ

Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных
операций,
размер используемой памяти; зависимость вычислений от
размера исходных данных
Математическое моделирование
11 класс
Представление результатов моделирования в виде, удобном Глава 1. Обработка информации в электронных
для восприятия человеком. Графическое представление
таблицах
данных (схемы, таблицы, графики).
11 класс
Практическая работа с компьютерной моделью по
Глава 3. Информационное моделирование
выбранной теме.
§ 10. Модели и моделирование
Анализ достоверности (правдоподобия) результатов
1. Общие сведения о моделировании
экспериментов.
2. Компьютерное моделирование
Использование программных систем и сервисов
Компьютер — универсальное устройство обработки Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение
данных
Программная
и аппаратная
организация § 6. История развития вычислительной техники
компьютеров и компьютерных систем. Архитектура 1.Этапы информационных преобразований в обществе
современных компьютеров. Персональный компьютер. 2.История развития устройств для вычислений
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. 3.Поколения ЭВМ
Распределенные вычислительные системы и обработка §7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
больших данных. Мобильные цифровые устройства и их 1.Принципы Неймана-Лебедева
роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. 2.Архитектура персонального компьютера
Микроконтроллеры. Роботизированные производства. 3.Перспективные направления развития компьютеров
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от § 8. Программное обеспечение компьютера
решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного 1.Структура программного обеспечения
обеспечения компьютеров.
2.Системное программное обеспечение
Программное
обеспечение
(ПО)
компьютеров
и 3.Системы программирования
компьютерных систем. Различные виды ПО и их 4.Прикладное программное обеспечение
назначение. Особенности программного обеспечения § 9. Файловая система компьютера
мобильных устройств.
1.Файлы и каталоги
Организация хранения и обработки данных, в том числе с 2.Функции файловой системы
использованием интернет-сервисов, облачных технологий 3.Файловые структуры
и мобильных устройств. Прикладные компьютерные
программы, используемые в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное
программирование.
Инсталляция
и
деинсталляция программных средств, необходимых для
решения учебных задач и задач по выбранной
специализации. Законодательство Российской Федерации в
области программного обеспечения. Способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение
специализированных
программ
для
обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение,

5

технологические
требования
при
эксплуатации
компьютерного
рабочего
места.
Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии с
целями его использования
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов.
Ввод изображений с использованием различных цифровых
устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет- и мобильных
приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для
разработки презентаций проектных работ. Работа в группе,
технология публикации готового материала в сети
Подготовка текстов и демонстрационных материалов.
Средства поиска и автозамены. История изменений.
Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Разработка
структуры
документа,
создание
гипертекстового
документа.
Стандарты
библиографических описаний. Деловая переписка, научная
публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы. Коллективная работа с документами.
Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические
средства ввода текста. Программы распознавания текста,
введенного с использованием сканера, планшетного ПК
или графического планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов.
Ввод изображений с использованием различных цифровых
устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет- и мобильных
приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для
разработки презентаций проектных работ. Работа в группе,
технология публикации готового материала в сети
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных)
таблиц на
практике (в том числе — в задачах математического
моделирования)

Базы данных

Глава5. Современные технологии создания и обработки
информационных объектов
§ 23. Текстовые документы
1.Виды текстовых документов
2.Виды программного обеспечения для обработки
текстовой информации
3.Создание текстовых документов на компьютере
4.Средства автоматизации процесса создания документов
5.Совместная работа над документом
6.Оформление реферата как пример автоматизации
процесса создания документов
7.Другие возможности автоматизации обработки текстовой
информации
Глава5. Современные технологии создания и обработки
информационных объектов
§ 24. Объекты компьютерной графики
Компьютерная графика и её виды
2.Форматы графических файлов
3.Понятие разрешения
4.Цифровая фотография
§ 25. Компьютерные презентации
1.Виды компьютерных презентаций.
2.Создание презентаций
11 класс
Глава 1. Обработка информации в электронных
таблицах
§ 1. Табличный процессор.
Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных
3. Копирование и перемещение данных
§ 2. Редактирование и форматирование в табличном
процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование
5. Подбор параметра
11 класс

6

Реляционные (табличные) базы данных. Таблица —
представление сведений об однотипных объектах. Поле,
запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка
данных.
Создание, ведение и использование баз данных при
решении учебных и практических задач

Глава 3. Информационное моделирование
§ 12. База данных как модель предметной области
1. Общие представления об информационных системах
2. Предметная область и её моделирование
3. Представление о моделях данных
4. Реляционные базы данных
§ 13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде СУБД
4. Манипулирование данными в базе данных
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
11 класс
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые
Глава 4. Сетевые информационные технологии
протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система § 14. Основы построения компьютерных сетей
доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты
1. Компьютерные сети и их классификация
компьютерных сетей.
2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с
сетей
сервером.
3. Работа в локальной сети
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений 4. Как устроен Интернет
(сайты).
5. История появления и развития компьютерных сетей
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
§ 15. Службы Интернета
1. Информационные службы
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет.
2. Коммуникационные службы
Использование
3. Сетевой этикет
языков построения запросов. Другие виды деятельности в
§ 16. Интернет как глобальная информационная
сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
система
времени (локация мобильных телефонов, определение
1. Всемирная паутина
загруженности автомагистралей и т. п.); интернет-торговля; 2. Поиск информации в сети Интернет
бронирование билетов и гостиниц и т. п.
3. О достоверности информации, представленной на вебресурсах
Социальная информатика
11 класс
Социальные сети — организация коллективного
Глава 5. Основы социальной информатики
взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет:
§ 17. Информационное общество
правила поведения вкиберпространстве.
1. Понятие информационного общества
Проблема подлинности полученной информации.
2. Информационные ресурсы, продукты и услуги
Информационная культура. Государственные
3. Информатизация образования
электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения.
4. Россия на пути к информационному обществу
Открытые образовательные ресурсы
Информационная безопасность
Глава 5. Основы социальной информатики
Средства защиты информации в автоматизированных
§ 18. Информационное право и информационная
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и
безопасность
компьютерах.
1. Правовое регулирование в области информационных
Общие проблемы защиты информации и информационной
ресурсов
безопасности АИС. Электронная подпись,
2. Правовые нормы использования программного
сертифицированные сайты и документы.
обеспечения
Техногенные и экономические угрозы, связанные с
3. О наказаниях за информационные преступления
использованием ИКТ. Правовое обеспечение
4. Информационная безопасность
информационной безопасности
5. Защита информации

7

Тематическое планирование 10-11 класс
№

Название тематического
раздела
в соответствии с ПОО СОО

1

Введение.
Информация и
информационные
процессы

Название темы

Количество часов
Обще Теор Практи
е
ия
ка

10 класс (35 часов)

2
3
4
5
6

Информация и информационные процессы

5

2

3

5
9
8

3
5
5

2
4
3

7

4

3

1

1

Обработка информации в электронных таблицах

6

2

4

Алгоритмы и элементы программирования

10

5

5

Информационное моделирование

8

4

4

Сетевые информационные технологии
Основы социальной информатики
Контрольная работа
Резерв

5
4

2
2

3
2

Компьютер и его программное обеспечение
Представление информации в компьютере
Математические основы
информатики
Элементы теории множеств и алгебры логики
Использование
Современные технологии создания и обработки
программных систем и сервисов
информационных объектов
Итоговое повторение. Контрольная работа
11 класс (34 часов)

1
2
3
4
5

Использование
программных систем и сервисов
Алгоритмы и
элементы программирования
Использование
программных систем и сервисов
Информационно
коммуникационные технологии.
Работа в информационном
пространстве

1

1

Тематическое планирование 10класс
Номер
урока

1

Тема урока
Тема урока
Параграф учебника
Информация и информационные процессы — 5 часов
Информация. Информационная грамотность и информационная культура.

11
12

Подходы к измерению информации.
Информационные связи в системах различной природы
Обработка информации Передача и хранение информации
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и
информационные процессы» Проверочная работа.
Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов
История развития вычислительной техники
Основополагающие принципы устройства ЭВМ
Программное обеспечение компьютера
Файловая система компьютера
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его
программное обеспечение». Проверочная работа.
Представление информации в компьютере – 9 часов
Представление чисел в позиционных системах счисления
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

13

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления

2
3
4
5

6
7
8
9
10

Парагра
ф
учебник
а

Количест
во часов

1

1

2
3
4
1-5

1
1
1
1

6
7
8
9
9-16

1
1
1
1
1

10
§ 11.1–
11.4
11.5

1
1
1

8

Арифметические операции в позиционных системах счисления
12
Представление чисел в компьютере
13
Кодирование текстовой информации
14
Кодирование графической информации
15
Кодирование звуковой информации
16
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление
10 - 16
информации в компьютере». Проверочная работа.
Элементы теории множеств и алгебры логики 8 часов
Некоторые сведения из теории множеств
17
21
Алгебра логики
18
22
Таблицы истинности
19
23
Основные законы алгебры логики
20.1
24
Преобразование логических выражений
20.2-20.3
25
Элементы схем техники. Логические схемы
21
26
Логические задачи и способы их решения
22
27
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории
17-22
множеств и алгебры логики». Проверочная работа.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов — 7 часов
28
Текстовые документы
23
29
Объекты компьютерной графики
24
30
Компьютерные презентации
25
32-33 Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных
23-25
объектов»
34
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные
23-25
технологии создания и обработки информационных объектов». Проверочная работа
Итоговое повторение — 1 час
35
Итоговое тестирование
1-25
14
15
16
17
18
19

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
2
2
1

1

Тематическое планирование 11 класс (1 час в неделю)
Номер
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

19
20
21

Тема урока
Тема урока
Параграф учебника
Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах 6 часов
Табличный процессор. Основные сведения
Редактирование и форматирование в табличном процессоре
Встроенные функции и их использование
Инструменты анализа данных
Обобщение по теме Обработка информации в электронных таблицах
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования 10 часов
Основные сведения об алгоритмах
Алгоритмические структуры
Запись алгоритмов на языках программирования
Структурированные типы данных. Массивы
Структурное программирование
Обобщение темы Алгоритмы и элементы программирования
Глава 3. Информационное моделирование 8 часов
Модели и моделирование
Моделирование на графах
База данных как модель предметной области
Системы управления базами данных
Обобщение темы Информационное моделирование
Глава 4. Сетевые информационные технологии 5 часов
Основы построения компьютерных сетей
Службы Интернета
Интернет как глобальная информационная система
Обобщение темы Сетевые информационные технологии
Глава 5. Основы социальной информатики 4 часов
Информационное общество
Информационное право и информационная безопасность
Обобщение темы Основы социальной информатики

Парагра
ф
учебник
а

Количест
во часов

1
2
3
4
1-4

1
1
2
1
1

5
6
7
8
9
5-9

1
2
2
2
2
1

§ 10
11
12
13

1
2
2
2
1

14
15
16

1
1
2
1

17
18
18

1
2
1

9

Итоговое повторение — 1 час
34

Итоговое тестирование

1

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы:
• личностным,
саморазвитию

включающим
и

готовность

личностному

и

способность

самоопределению,

обучающихся

сформированность

к
их

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные),

способность

их

использования

в

познавательной

и

социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории,

владение

навыками

учебно-исследовательской,

проектной

и

социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние
изучение курса информатики, можно отнести:

10

– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,

креативность,

готовность

и

способность

к

личностному

самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной

самоорганизации,

самоуправления,

общественно

значимой

деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;
11

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
На

становление

данной

группы

универсальных

учебных

действий

традиционно более всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементы
программирования». А именно, выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–

оценивать

возможные

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных
универсальных учебных действий более всего ориентированы такие тематические
разделы курса как «Информация и информационные процессы», «Современные
технологии создания и обработки информационных объектов», «Информационное
моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а также

12

«Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики».
При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы»,
«Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики»
происходит

становление

ряда

коммуникативных

универсальных

учебных

действий. А именно, выпускники могут научиться:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО
представлены результаты базового и углубленного уровней изучения учебного
13

предмета «Информатика»; результаты каждого уровня изучения предмета
структурированы по группам «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться».
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник
научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается
учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается
учителем

в

отношении

части

наиболее

мотивированных

и

способных

обучающихся, выбравших данный уровень обучения.
Распределение планируемых предметных результатов, зафиксированных в
основной образовательной программе среднего общего образования в соответствии
со структурой учебников информатики для 10–11классов.
 Информация и информационные процессы
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при
передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
 Компьютер и его программное обеспечение
Выпускник на базовом уровне научится:
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного
обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;

14

– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

классифицировать программное

обеспечение

в соответствии с

кругом

выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств;
– использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
– понимать принцип управления робототехническим устройством;
– осознанно подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей;
– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств
на предмет их заражения компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных
технологий;

познакомиться

с

принципами

работы

распределенных

вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать,
какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
 Представление информации в компьютере
Выпускник на базовом уровне научится:
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
–использовать знания о дискретизации данных в научных исследования наук и
технике.
15

 Элементы теории множеств и алгебры логики
Выпускник на базовом уровне научится:
– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
 Современные технологии создания и обработки информационных
объектов
Выпускник на базовом уровне научится:
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств.
•

Обработка информации в электронных таблицах
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из

различных предметных областей;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью
компьютеров;

использовать

средства

ИКТ

для

статистической

обработки

результатов экспериментов;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать
готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
•

Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;

16

–

узнавать

изученные

алгоритмы

обработки

чисел

и

числовых

последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа
данных;
– читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при
решении задач анализа данных;
– получать представление о существовании различных алгоритмов для решения
одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и
используемой памяти;
– применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
–

использовать

основные

управляющие

конструкции

последовательного

программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные
программы.
•

Информационное моделирование
Выпускник на базовом уровне научится:

– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
–

использовать

компьютерно-математические

модели

для

анализа

соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
17

– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять
запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в БД;
– описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих
в ходе учебной деятельности и вне её;
– создавать учебные многотабличные базы данных.
•

Сетевые информационные технологии
Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в
Интернете; вести поиск в информационных системах;
– использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
– использовать в повседневной практической деятельности (в том числе —
размещать данные) информационные ресурсы интернетсервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая
авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире;
узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей,
нормы информационной этики и права;
– анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет приложений;
– создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы,
формы; организовывать личное информационное пространство;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
18

•

Основы социальной информатики
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

использовать

принципы

обеспечения

информационной

безопасности,

способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки
результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие
средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная
работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию
учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или
неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного
содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые
учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой
последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное
обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или
допущена существенная ошибка.
19

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы,
которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой
и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой
ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории,
приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем
алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное
объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее
решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия
задачи или неправильное истолкование решения, неверное применение операторов
в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её,
получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой
охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического
характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».