Профилактика буллинга

20.06.2023

Что такое буллинг? И кто его участники? Какую ответственность несут несовершеннолетние?

20.06.2023


 

 

Буллинг - это когда один человек намеренно и неоднократно заставляет другого человека чувствовать себя плохо, и при этом жертве трудно защититься.

   

Дети и взрослые всегда выделяют тех, кто чем-то не похож на большинство – ростом, весом, цветом волос, манерами разговаривать или одеваться. В коллективе случаются такие ситуации, когда группа ребят выделяет одного человека для того, чтобы посмеяться над ним и, возможно, повысить свой статус в коллективе за счет него.

БУЛЛИНГ - ЭТО КОГДА ОДИН ЧЕЛОВЕК НАМЕРЕННО И НЕОДНОКРАТНО ЗАСТАВЛЯЕТ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПЛОХО, И ПРИ ЭТОМ ЖЕРТВЕ ТРУДНО ЗАЩИТИТЬСЯ.

 

Как справиться с травлей/буллингом, если издеваются над тобой?

СОХРАНЯЙ СПОКОЙСТВИЕ!

Сначала попробуй игнорировать хулигана. Это работает, когда он ещё пытается понять, можно ли над тобой издеваться. Это может не помочь, если агрессор уже начал тебя травить и атаковать.

УХОДИ!

Если это возможно. Избегай ситуаций и мест, где хулиган обычно нападает или где нет людей. Держись рядом с другими людьми, особенно взрослыми и учителями.

РАССКАЖИ ИМ, ЧТО ТЕБЕ ЭТО НЕ НРАВИТСЯ!

Скажи ясно и спокойно, что тебе не нравится, как они поступают. Используй выражения «Стоп!», «Прекрати!» и «Это больно!»

ОТВЕЧАЙ С ЮМОРОМ И БУДЬ УМЁН!

Когда в ответ на оскорбления человек шутит над ситуацией, это вызывает недоумение. Юмор – эффективное оружие, но и самое сложное. Не каждая шутка вызовет у нападающего чувство растерянности, некоторые могут и разозлить его еще сильнее.

РАССКАЖИ КОМУ-НИБУДЬ О БУЛЛИНГЕ!

Никто не может справиться с издевательствами в одиночку. Найди кого-то, кому доверяешь, желательно взрослого (педагоги, а особенно родители твои лучшие друзья, которые всегда поймут и помогут). Разговор помогает лучше понять ситуацию и справиться со сложными чувствами.

НЕ ЖДИ, ЧТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА КАК-ТО САМИ «УЙДУТ»

Ситуация почти наверняка ухудшится, если ты будешь молчать, потому что хулиган поймет, что ему это сходит с рук.

В СЛУЧАЕ ТРАВЛИ В СЕТИ СОХРАНЯЙ ПЕРЕПИСКУ

Даже если ты хочешь избавиться от вещей, которые причинили тебе боль как можно скорее. Так ты сможешь предоставить сохраненный материал в полицию, чтобы остановить хулигана. Кроме того, в случае, если он попытается «отфотошопить» вашу переписку, ты всегда сможешь доказать свою невиновность.

ИНФОРМИРУЙ ПОЛИЦИЮ!

Возможно, это придётся сделать в случае очень серьезного эпизода буллинга. Позвонить по телефону 102 можно самому или попросить родителей, или учителя. Ты не должен стесняться звонка в полицию – у тебя есть на это право!

Многим страшно рассказать, потому что:

• думают, что издевательства усилятся

• хулиган узнает и захочет отомстить

• могут назвать «доносчиком»

НО рассказать о травле – это не то же самое, что быть «стукачом». Если ты боишься сказать в школе, то сначала расскажи об этом своим родителям дома.

НЕ ВЕРЬТЕ ТОМУ, ЧТО ВЫ САМИ ВИНОВАТЫ В ТОМ, ЧТО ВАС ТРАВЯТ!

Агрессор может заставить «жертву» поверить, что это её вина. Потому, что обзывания и дразнилки, которыми задевают, как правило, рассказывают о чем-то, чем человек отличается от других. Над людьми могут издеваться, используя ЛЮБЫЕ их черты. Но дело совершенно не в этом.

Просто кому-то хочется самоутвердиться за счёт другого или он не умеет по-другому выражать свою злость, причина которой чаще всего не связана с выбранной «жертвой».

 

Если ты издевался над кем-то («шутил»)

Иногда каждый может вести себя как хулиган. Всем хочется чувствовать себя важным и заметным, но иногда люди используют недопустимые средства достижения этого. Если ты заметил, что тебе весело из-за чьих-то страданий, ТЫ ДОСТАВЛЯЕШЬ страдания кому-то, чтобы показать другим, насколько ты силён, или жутко злишься и хочешь взять реванш…

Если да, ТО СТОП!

Ты не имеешь на это права!

Во-первых, никто не любит хулиганов. Во-вторых, те, кто травят других в школе, когда становятся взрослыми, ведут себя так же, и от этого у них много проблем. Издевательства вредны и для тебя!

 

Что говорит Закон?

С 16 лет наступает ответственность за любые преступные деяния уголовной направленности (статья 20 УК РФ).

К несовершеннолетним применяются: штраф, арест, обязательные или исправительные работы, лишение права на какую-либо деятельность, лишение свободы. А также воспитательные меры: предупреждение, обязанность публично попросить прощения у потерпевшего, ограничение перемещения, запрет на посещение общественных мест. Если несовершеннолетнему назначены такие меры, то он обязан отмечаться в инспекции по делам несовершеннолетних.

Статья 7.17 КоАП РФ – уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство - нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставаниям к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. Наказание - штраф от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Статья 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества. Присвоения или растраты влечёт наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей.

Статья 163 УК РФ – вымогательство, шантаж – требование передачи права на чужое имущество (самого имущества) под угрозой:Хочу такой сайт

• применения насилия (как неопасного, так и опасного для жизни и здоровья);

• распространения сведений, которые могут причинить значительный вред интересам и правам потерпевшего или его близких;

• повреждения или уничтожения чужого имущества.

Статья 117 УК РФ – истязание – информационное воздействие на психику: оскорбление, травлю, угрозы, если при этом прослеживается умысел обвиняемого на причинение потерпевшему психических страданий. Действия могут носить как регулярный, так и несистематический характер.

 

Каждый имеет право быть в безопасности! Гораздо полезнее уметь отстаивать хорошие правила, чем из страха поддерживать плохие! Намного лучше дружить и нормально общаться, чем постоянно бояться травли! Живите по принципу – «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Больше информации на тему Буллинга можно узнать на сайте – https://xn--80aejlonqph.xn--p1ai/, а также по ссылке – https://classgames.ru/ (игра-тренажер для детей и взрослых на тему буллинга).

Как учителю распознать буллинг в классе?

20.06.2023


 

Если в классе замечен буллинг, учитель первым должен отреагировать и прояснить ситуацию. Если потребуется — принять меры и обязательно провести беседы с родителями. Чтобы понять, что это действительно травля, а не рядовой конфликт, нужно знать несколько аспектов буллинга.

Травля может быть как прямой, так и косвенной.

·     Прямая — это тычки, обзывания, угрозы, повреждение личных вещей.

·     Косвенная — это манипуляция дружбой, обидные слухи и сплетни, бойкот и так далее.

Наблюдайте

Только так вы сможете понять отношения между одноклассниками. Прислушивайтесь к тому, как общаются дети между собой, как они реагируют, если ли в их общении есть критика друг друга. При возникновении конфликтов обратите внимание на их частоту. Если вы заметили, что большинство ребят строят козни своему однокласснику, для начала можно поделиться своим мнением с классным руководителем, социальным педагогом или школьным психологом. Если ситуация не меняется или меняется в худшую сторону, обратитесь к администрации школы, руководителю образовательной организации.

Поймите, у кого какие социальные роли

Есть ли в классе лидер и есть ли аутсайдер. Обратите внимание, как ведут себя эти ребята и как общаются между собой. Возможно, кто-то из детей интроверт, они более чувствительные, ранимые и всегда больше других нуждаются в поддержке.

Обратите внимание на физическое состояние детей

Например, ученик длительное время выглядит подавленным, печальным, склонен к уединению, не желает общаться с одноклассниками. Школьники, подвергающиеся травле, чаще других жалуются на плохой сон и кошмары, склонны к простудам, нервным тикам, энурезу и другим заболеваниям.

Направляйте действия учеников в активное русло

Если вы заметите чересчур агрессивную игру между учениками, то предложите им иную аналогичную деятельность, в которой меньше вероятность того, что кто-то пострадает. Например, если ученики швыряются друг в друга шишками на улице, то нарисуйте мелом мишень на дереве и предложите детям кидать шишки в мишень. Разумеется, в случае учеников старших классов такой подход требует более значительных усилий.

Реагируйте на каждого школьника, который пожаловался вам на травлю!

Хотя вам может показаться, что все это пустяк и ребенку следует самому справиться с проблемой, на самом деле это может быть не так. Ученики часто годами молча страдают, потому что не осмеливаются что-то предпринять или никто не обращает внимания на их проблему. Кроме того, каждый ребенок индивидуален, и для некоторых детей оскорбления, к которым другие отнесутся шутя, могут стать причиной очень серьезных переживаний.

Проявляйте интерес к школьнику, которого часто оставляют в стороне от общих занятий, и подтолкните других детей к тому, чтобы такого ученика тоже привлекали к совместной деятельности.

Если у вас есть подозрения, что класс или группа детей выбрали «мишенью» какого-то ребенка, присмотритесь к его поведению.

 

Специалисты психолого-педагогических центров составили список маркеров, на которые нужно обратить внимание:

– Одноклассники придумывают для одного из учеников «смешное» прозвище и обращаются к нему только так.

– Одноклассники отказываются садиться за одну парту с конкретным учеником, не хотят с ним работать в одной команде, поделиться с ним учебником, школьными принадлежностями, когда он что-то забыл взять на урок.

– Ученик, ранее успешный в учебе, теперь боится выходить к доске, участвовать в устных опросах. Любые его ответы вызывают насмешки и обидные комментарии одноклассников. Такие ситуации носят не единичный характер, а наблюдаются регулярно.

– На переменах ученик чаще стоит один в стороне, не общается с одноклассниками, а если и пытается включиться в общую игру, то постоянно получает отказ и насмешки вслед.

– Ранее активный ученик пытается отказаться от участия в делах класса, перестает посещать экскурсии, участвовать в командных соревнованиях и т.д.

– В ситуации конфликта одноклассники регулярно обвиняют во всех бедах одного и того же ребенка. Что бы ни случилось, всегда виноват именно он.

– Одноклассники распускают о ребенке сплетни и слухи, порочащие его имя.

– В ситуации противостояния силы неравны, и против ученика, как правило, выступает группа одноклассников.

– Вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят, которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее.

!!!Важно помнить, что, как правило, жертва травли редко обращается за помощью, т.к. уверена, что она сама в чем-то виновата. Педагога должны насторожить резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии ученика: снижение его активности, замкнутость, внезапно возникшие проблемы в учебе и т.д.

 

Три совета, как справиться с буллингом в классе

 

Хороший учитель в школе не только передает детям знания, но и помогает им организовать коммуникацию на принципах взаимного уважения. Травля в детской среде становится нормой в той мере, насколько взрослые это допускают, оставляя ее без должного внимания, – уверены психологи.

Совет № 1. Принцип «Лучше предупредить, чем лечить»: создание в классе психологического микроклимата и безопасности, когда каждый ученик чувствует себя в коллективе сверстников комфортно и спокойно. Сюда относится: работа в группах на доверие и взаимовыручку, объединяющие игры и разминки на переменах. С учениками старшей школы работают подобным образом, но только с поправкой на их большее стремление к независимости и большую взрослость.

Совет № 2. Принцип «Словарь учителя»: учитель не позволяет себе словесно унижать или оскорблять ребенка – из-за плохого поведения, уровня интеллектуальных способностей, внешности и так далее.

«Например, некоторые учителя не объявляют всему классу оценки, чтобы не формировать поле для сравнений и возможных насмешек. Каждый ребенок может подойти и узнать свою оценку вместе с разъяснением от учителя. Это пример конструктивной коммуникации».

Совет № 3. Правила взаимодействия для начальных классов. Учитель может прописать правила поведения и разместить их возле доски. Например, там можно указать: «У нас не кричат на одноклассников», «У нас помогают друг другу» и так далее. Правила взаимодействия должны побуждать детей к сотрудничеству и дружбе.

Материалы и буклеты

20.06.2023

ANTIBULLINGOVAYa_KhARTIYa.pdf (скачать) (посмотреть)
Buklet_po_bullingu_podrostkam.pdf (скачать) (посмотреть)
Buklet_po_bullingu_roditelyam.pdf (скачать) (посмотреть)
Igry_i_uprazhnenia_dlya_profilaktiki_bullinga_v_podrostkovom_vozraste__Spravochnik_pedagoga-psikhologa_Shkola__12_dekabr_2016.pdf (скачать) (посмотреть)
Агрессивное поведение.pdf (скачать) (посмотреть)
Делинквентное поведение.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».