ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №6 от 17.11.2015 УТВЕРЖДЕНО Директор школы: Н.М-/?остовщикова приказом № 150-од от 03.12.2015 года Положение о формах получения образования и формах обучения в МАОУ МО город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №13» 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с ч.З ст.44, ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования, Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» (далее- Школа). 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность Школы, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования по организации образовательного процесса в различных формах получения общего образования. 1.3. С учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, обучение в школе может осуществляться в следующих формах: в очной, очно-заочной, заочной; 1.4. Допускается сочетание различных форм получения общего образования. 1.5.Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. 1.6. Возможность освоения основных общеобразовательных программ в различных формах предоставляется на всех уровнях общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для разностороннего развития обучающихся в соответствии с их интересами и способностями. Допускается сочетание различных форм получения общего образования. 1.7. Для всех форм получения общего образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт. 1.8. Школа создает условия для реализации гражданами гарантированного государством права на получение общего образования. 1.9. Школа несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями) и учредителем за качество образования и его соответствие федеральным государственным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. 2. Общие требования к организации образовательного процесса 2.1. Обучение в различных формах получения общего образования организуется в соответствии с общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечиваюшдми реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся. 2.2. Образовательные программы уровней начального, основного и среднего общего образования вьслючают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. 2.3. При освоении основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в формах, предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Положением, уставом общеобразовательной организации, учебным планом, программами учебных предметов, требованиями федерального государственного образовательного стандарта, нормами оценки знаний обучающегося по каждому предмету учебного плана, иными документами, регламентирующими образовательную деятельность по избранной форме обучения, а также с нормативными документами, регламентирующими проведение государственной итоговой аттестации, в том числе в форме единого государственного экзамена. 2.4. Обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы в очной, заочной формах или сочетающие данные формы, зачисляются в контингент обучающихся школы. В приказе образовательного учреждения и в личном деле обучающегося отражается форма освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего об)^ающегося. Все данные обз^ающегося вносятся в классный журнал того класса, в котором он будет числиться. Обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы в форме семейного образования и самообразования, не относятся к контингенту образовательной организации. 2.5. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся. 2.6. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет освоения обучающимися основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также хранение в архивах данных об их результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 2.7. Освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в Школе завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся. 2.8. Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, документ государственного образца о соответствующем уровне общего образования независимо от формы получения образования. 3. Реализация общеобразовательных программ 3.1. Общеобразовательные программы реализуются образовательным учреждением на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования. 3.2. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. 3.3. Обучающиеся на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, переводятся в следующий класс условно. 3.4. Обз^ающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 3.5. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение первого триместра следующего учебного года. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 3.6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) не более двух раз в течение 1 триместра следующего учебного года. В случае болезни обучающегося, сроки ликвидации академической задолженности пересматриваются с учетом времени болезни. 3.7. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательным учреждением создается комиссия. 3.8. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленный срок академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей): - Остаются на повторное обучение; - Переводятся на обучение по адаптированным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; - Переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. 3.9. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательном учреждении. 3.10. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета образовательного учреждения. 4. Организация получения общего образования по очной форме обучения 4.1. Получение общего образования по очной форме обучения предполагает обязательное посещение обучающимся учебных занятий по предметам учебного плана, организуемых образовательным учреждением. 4.2. Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего образования по очной форме обучения, предоставляются на время обучения учебники и другая литература, имеющаяся в библиотеке образовательного учреждения. 4.3. Основой организации образовательного процесса по очной форме обучения является урок. 4.4. Организация образовательного процесса по очной форме обучения регламентируется расписанием занятий, которое утверждается директором Школы. 4.5. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы общего образования по очной форме обучения, проходят промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана. Система оценок при промежуточной аттестации, формы, порядок и периодичность ее проведение определяются Школой самостоятельно и отражаются в Положении о текущем контроле знаний, промежуточной аттестации и переводе учащихся. 4.6. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в Школе и не предусмотрены учебным планом, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка для учащихся. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, не допускается. 5. Организация получения общего образования по заочной форме обучения 5.1. Заочная форма обучения организуется в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся в дневном образовательном учреждении - по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 5.2. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательном учреждении в очной форме и не имеющих возможности по уважительным причинам посещать учебные занятия, организуемые в очной форме, на период их отсутствия организуется заочная форма обучения; - Находящихся на стационарном лечении в лечебно- профилактических учреждениях; - Выезжающих в период учебных занятий на учебно-тренировочные сборы в составе сборных команд РФ, на международные олимпиады школьников, на тренировочные сборы, на российские или международные спортивные соревнования, на конкурсы смотры и т.п 5.3. Основной организацией учебной работы по заочной форме обучения являются самостоятельная работа обучающихся, групповые или индивидуальные консультации, зачеты (экзамены). 5.4. Обучение по заочной форме осуществляется при обязательном выполнении федеральных государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса Школы. 5.5. При освоении общеобразовательных программ в заочной форме образовательное учреждение предоставляет обучающемуся: - адресные данные учреждения: номера телефонов, адрес электронной почты, адрес сайта в интернете, учебный план; - план учебной работы на четверть (полугодие) или учебный год по каждому предмету учебного плана; - учебники; - перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке; - контрольные работы с образцами их выполнения; - перечень тем для проведения зачетов; - расписание консультаций, зачетов (экзаменов). 5.6. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по заочной форме обучения определяются Школой самостоятельно. Текущий контроль освоения обучающимися общеобразовательных программ по предметам учебного плана может осуществляться в форме зачетов (устных, письменных, комбинированных), по узловым темам учебного курса. Зачету обязательно должно предшествовать проведение консультации. Результат зачета оформляется соответствующим протоколом; полученная отметка заносится в журнал. Готовые отметки обучающемуся, осваивающему образовательные программы в заочной форме, выставляются с учетом результатов выполненных работ и зачетов (экзаменов) по предмету. 5.7. Обучающиеся, осваивающие в заочной форме общеобразовательные программы по отдельным предметам учебного плана и не прошедшие промежуточную аттестацию или получившие на промежуточной аттестации неудовлетворительный результат, продолжают в дальнейшем осваивать общеобразовательные программы по этим предметам в очной форме. 6. Организация получения общего образования в форме семейного образования 6.1. Семейное образование - форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в семье. 6.2. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч.З статьи 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 6.3. Отношения между Школой и родителями (законными представителями) при организации семейного образования регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством. 6.4. Для осуществления семейного образования родители (законные представители) могут: - пригласить преподавателя самостоятельно; - обратиться за помощью в образовательное учреждение; - обучать самостоятельно. 6.5. Родители (законные представители) несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 6.6. Перейти на семейную форму получения образования обучающиеся могут на любой ступени общего образования - начального общего, основного общего, среднего общего образования. Перевод оформляется приказом директора Школы по заявлению родителей (законных представителей). 6.7. Обучающиеся, получающие общее образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить обучение в образовательной организации. 6.8. Проведение промежуточной аттестации обучающегося в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно, оформляются приказом директора школы и доводятся до сведения его родителей (законных представителей) под роспись. 6.9. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по рекомендации психолога и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся общеобразовательных программ. 6.10. Заявление о прохождении государственной итоговой аттестации подается не позднее, чем за три месяца до ее начала. 6.11. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета школы. 6.12. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в Школе. 6.13 Образовательное учреждение в соответствии с договором - предоставляет обучающемуся на время обучения возможность бесплатно пользоваться библиотекой; - обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и организует государственную итоговую аттестацию обучающихся. 6.14 Школа в праве расторгнуть договор при условии неосвоения обучаюпщмися общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (законных представителей) обу'чение в другой форме в Школе. По решению Педагогического совета школы и с согласия родителей (законных представителей) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обу^чения (при его наличии) или оставлен на повторный курс обу'чения. 7.0рганизация получения общего образования в форме самообразования 7.1. Освоение общеобразовательных программ в форме самообразования предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ среднего общего образования с последующей промежуточной и государственной итоговой аттестацией. 7.2.Обучающиеся школы, осваивающие общеобразовательные программы среднего общего образования в очной форме, имеют право осваивать общеобразовательные программы по отдельным предметам в форме самообразования и пройти по ним промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию в Школе. 7.3. Перейти на форму самообразования обучающиеся могут на уровне среднего общего образования. Перевод оформляется приказом руководителя образовательной организации по заявлению совершеннолетнего об)^ающегося или заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. 7.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме самообразования, вправе на любом этапе продолжить обучение в Школе. Данное решение оформляется приказом директора Школы на основании заявления совершеннолетнего гражданина или заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. 7.5. Проведение промежуточной аттестации обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме самообразования, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными программами. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации определяются Школой самостоятельно, оформляются приказом директора Школы и доводятся до сведения совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись. 7.6. Обучающиеся, указанные в пункте 7.2 настоящего положения, сочетающие очную форму обучения и форму самообразования и не прошедшие промежуточную аттестацию по предметам, изучаемым ими в форме самообразования, продолжают осваивать общеобразовательные программы в очной форме обучения в установленном порядке.