ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 6 от 17.11.2015 УТВЕРЖДЕНО Директор школы: Н.М.^Ростовщикова приказом №150-од от 03.12.2015 Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в МАОУ МО г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 13» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О порядке об)^ения по индивидуальному учебному плану в МАОУ МО г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 13»» (далее - Положение) разработано на основании: 1.1.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 1.1.2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 1.1.3. Устава МАОУ МО город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №13» (далее - Школа) 1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией. 1.3. Обз^ение по индивидуальному з^ебному плану может быть организовано для учащихся: 1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье; 1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ; 1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья; 1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования. 1.5. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. 1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется Школой самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осзоцествляется в пределах осваиваемой образовательной программы. 1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. 1.8. Главной задачей обучения обз^ающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения. 1.9. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей в образовательную организацию. Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте Школы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану 2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана Школы 2.2. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план Школы. 2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса. 2.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану. 2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации. 2.7. При реализации обр^овательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. 2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обз^ающегося. 2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законнык представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.). 2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая. 2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года. 2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя Школы. 2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета Школы. 2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется Школой, в котором обучается данный обучающийся. 2.16. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда Школы, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном Школой и закрепленном в ее Уставе. 2.17. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.18. Школа с учетом запросов родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом руководителя Школы. 2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия. 2.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». III. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования 3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает: 3.1.1. учебные занятия для углубленного изучения отдельных предметов; 3.1.2. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; 3.1.3. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей Школы). 3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует). 3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности. 3.4. В индивидуальный учебный план начального общего образованры входят следующие обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, родной язьпс (русский), литературное чтение на родном языке (русском), иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. 3.5. По выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. 3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов. 3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за , счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более 1 года. 3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). IV. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования 4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать: 4.1.1. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части; 4.1.2. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; 4.1.3. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся; 4.1.4. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей Школы). 4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса. 4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: 4.3.1. русский язык и литература 4.3.2 родной язык (русский) и родная литература(русская) 4.3.3. иностранный язьпс, второй иностранный язык; 4.3.2. общественно-научные предметы (история, обществознание, география); 4.3.3. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); 4.3.4. естественнонаучные предметы (физика, биология, химия); 4.3.5. искусство (изобразительное искусство, музыка); 4.3.6. технология (технология); 4.3.7. физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). 4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов. 4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года. V. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования 5.1. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература»,«Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)», «Естественные науки», «Астрономия». 5.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору. VI. Необходимые условия для реализации учебного плана 6.1. Для составления индивидуального учебного плана следует: 6.1.1. включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента); 6.1.2. в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом уровне (из вариативной части федерального компонента); 6.1.3. включить в учебный план региональный компонент; 6.1.4. составление учебного плана завершается формированием компонента образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных года). 6.2. В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части. VII. Сроки работы по индивидуальному учебному плану 7.1. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превыгаать 2 100 часов за два года обучения. 7.2. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2 100), то эти часы переходят в компонент образовательной организации). 7.3. Часы, отведенные на компонент образовательной организации, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента. 7.4. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования - 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года. VIII. Контроль исполнения индивидуального учебного плана 8.1. Школа осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану. 8.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации. IX. Государственная итоговая аттестация обучающихся 9.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 9.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, а также имеющий отметку «зачет» по итоговому сочинению в 11 классе, и итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. X. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение 10.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 10.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся. XI. Порядок управления 11.1. В компетенцию администрации образовательной организации входит: 11.1.1. разработка положения об организации обучения по индивидуальному учебному плану; 11.1.2. обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль их выполнения; 11.1.3. контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в триместр. 11.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы: 11.2.1. заявление родителей (законных представителей) обучающихся; 11.2.2. решение педагогического совета Школы; 11.2.3. приказ руководителя Школы; 11.2.4. расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем Школы; 11.2.5. журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану. XII. Порвдок принятия и срок действия Положения 12.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом рзтсоводителя Школы. 12.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 12.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 12.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом рз^оводителя Школы. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.