Содержание программы
I. Пояснительная записка…………………………………………………….........….Стр. 3
1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации
программы дополнительного образования в школе ……………………….…. …..…..
2. Принципы реализации ДОД…………………………………………………….
3. Цели и задачи………………………………………………………….................
II. Концептуальная основа дополнительного образования.....………………...... Стр. 5
1. Нормативно-правовая база……………………………………………..............
2. Эффективность и результативность в области ДОД…………………………
3. Перспектива развития дополнительного образования………………..............
4. Модель интеграции на современном этапе развития…………………………
5. Содержание и организация ДОД ………………………………………………
III. Образовательный блок……………….……………………………….…….…....Стр.10
Дополнительные образовательные программы……………………….................
Результативность образовательного блока……………………………………….
IV. Партнёрство в рамках программы дополнительного образования………..Стр.12
V. Ожидаемые результаты…………………………………………….…………..…Стр.13
1. Критерии результативности……………………………………………. ………
2. Контроль результативности………………………………………..……………
3. Методики изучения эффективности реализации программы в ОУ…..............
VI. Заключение……………………………………………...…………………..……..Стр.14
VII Список литературы………………………………………………………..….….Стр.14
Приложения
Приложение Учебный план дополнительного образования
Приложение Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности «Первые шаги в робототехнику».
Приложение Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Робототехника»
Приложение Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «Мир шахмат»
Приложение Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности по лепке из глины мастерская-студия «Фиаль»
Приложение Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая физкультурноспортивной направленности по основам военной подготовки «Доблесть»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность и педагогическая целесообразность
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования –
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни
в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в
интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда
могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском
обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного
дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной
внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение
детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило,
самими педагогами.
«Изюминка» дополнительного образования как раз и состоит в том, что все его
программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта,
однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а
предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными
склонностями и способностями.
Многие дополнительные программы являются прямым продолжением базовых
образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические
навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования в
дальнейшем может активно использоваться в процессе введения профильного обучения
на старшей ступени общего образования.
Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации
внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные
школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных
по различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют кружки,
спортивные секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся.
Занятость обучающихся в дополнительном образовании способствует укреплению
самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время и создает
благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия
обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе в единый школьный
коллектив. А массовое участие детей в проводимых в школе праздниках, конкурсноигровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления
школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства
2
гордости за нее.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования дать каждому ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха в том
или ином виде деятельности тем самым повысить собственную самооценку и свой статус
в глазах сверстников, педагогов, родителей.
2. Принципы дополнительного образования детей
При организации дополнительного образования детей школа опирается
на следующие приоритетные принципы:
Принцип индивидуальности и доступности. Дополнительное образование
реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и
объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности и
конкретного объединения и является своего рода механизмом социального выравнивания
возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных
гарантий реализации принципа доступности образовательных возможностей является
бесплатность предоставляемых школой услуг.
Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и
педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного
маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа
продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития
каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности
творческой самореализации.
Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования. Органическая связь общего и дополнительного
образования детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми
возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов
образования, несомненно, становится важным условием внедрения стандарта нового
поколения.
Принцип социализации и личной значимости предполагает создание
необходимых условий для адаптации детей, подростков к жизни в современном обществе
и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и
мировому обществу. Именно в системе дополнительного образования детей существую
такие
программы,
которые
позволяют
прибрести
ребенку
практически
ориентированные знания и навыки, которые помогут ему адаптироваться в
многообразии окружающей жизни. Реализация дополнительного образования
предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний
обучающихся.
Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственноэмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является
доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности
воспитанников, педагогов, образовательной среды. Совместная работа школы, семьи,
учреждений культуры и образования города направлена на обеспечение каждому ребёнку
максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического
развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Принцип творчества. Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся
включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
для каждого ребёнка. Именно творчество рассматривается как универсальный механизм
развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры,
формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и
реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации.
3
Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
3. Цели и задачи
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и
внеурочной деятельности в интересах личности обучающихся.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать
возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать
условия для максимальной занятости обучающихся.
2. Разработать и реализовать дополнительные общеразвивающие программы,
максимально удовлетворяющие запросам обучающихся и их родителей (законных
представителей).
3. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и
подростков.
4. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить занятость в системе
дополнительного образования подростков «группы риска».
5. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование
инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать
методическую копилку дополнительного образования в школе.
С
учётом
возрастных,
психологических
особенностей
обучающихся
на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Ступень (начальная школа).
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня
их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора
дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
II. Ступень (средняя школа).
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
III. Ступень (старшая школа).
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области,
создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Занятия возможны практически с любого возраста (от 7 до 18 лет), при любом
уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его
направление деятельности. Дополнительно образовываться – никогда не поздно, и это
делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.
II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Главной чертой развития дополнительного образования в школе должна быть опора
на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного
образования может обеспечить:
целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
определённую стабильность и постоянное развитие;
4
необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их
эмоционально-образной
сферы,
формирование
духовно-нравственных
качеств,
социальной активности;
активное использование инновационных педагогических идей, образовательных
моделей, технологий;
поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации
жизни ученического и педагогического коллективов;
1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
дополнительного образования в МАОУ «Школа № 13»:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.№ 996-р.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря
2018 г. № 3 (с изменениями).
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей». Приказ Министерства просвещения РФ от 3 ноября 2019 г. № 467.
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г.№ 28).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программа», утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации №
629 от 27 июля 2022 г.
- Устав ОУ;
- Программа воспитания на учебный год;
- Календарный план воспитательной работы на учебный год.
2. Эффективность и результативность работы
педагогического коллектива в области дополнительного образования
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов
дополнительного образования МАОУ "Школа № 13" являются:
- заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих)
в реализации дополнительного образования в школе;
- творческие достижения обучающихся муниципального, регионального и
федерального уровней (результаты участия в выставках декоративно-прикладного
творчества,
спортивных
соревнованиях,
научно-практических
конференциях,
интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах и др.);
- связь с социумом (учреждения дополнительного образования детей художественная школа, музыкальная школа, учреждения культуры и спорта города
Ирбита, ЦДТ «Кристалл», ДК им. Костевича, МКУК «Библиотечная система», ГБУ
"Центр помощи семье и детям", театр им. Островского и др.)
3. Перспектива развития дополнительного образования
5
Перспективой развития дополнительного образования МАОУ «Школа № 13»
является:
- расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и
дополнительного образования;
– развитие маркетинговой деятельности - изучение и формирование социального
заказа на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности,
разработка предложений и т.д., что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный
маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
- изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в
вопросах построения образовательного процесса, больше внимания уделять технологиям
интеграции.
- улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления качественной
реализации общеразвивающих программ дополнительного образования за счёт
реализации платных дополнительных образовательных услуг, добровольных
пожертвований, спонсорских средств.
– организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации
дополнительного образования в школе, интеграции общего и дополнительного
образования: методические объединения, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.
4. Модель интеграции общего и дополнительного образования
в МАОУ "Школа № 13"
Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности
образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего,
дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного
(стандарта) и желательного (социального заказа).
В МАОУ "Школа № 13" реализуется следующая модель интеграции:
«Урок – занятия объединений дополнительного образования детей –
воспитательная деятельность – внеурочная деятельность в рамках ФГОС».
Содержанием дополнительного образования детей в нашей школе является
совокупность познавательной, продуктивной, творческой деятельности детей,
осуществляемой в рамках дополнительных общеразвивающих программ научнотехнической направленности.
Программы научно-технической направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и
умений
учащихся,
организацию
научно-исследовательской
деятельности,
профессионального самоопределения учащихся. Научно-техническая направленность
включает
следующие группы
дополнительных
общеразвивающих
программ: «Робототехника», «Первые шаги в робототехнику».
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего
образования реализуется через осуществление межпредметных связей, включение в
образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ
углубленного изучения предметов, реализацию проектов по воспитанию и
дополнительному образованию. Но существует ещё одно важное звено в данной системе.
Это макросоциум, который влияет на образование ребёнка – учреждения образования и
культуры г. Ирбита, которые предлагают свои образовательные услуги, тем самым,
расширяя спектр дополнительного образования детей и подростков и, конечно же,
положительно влияя на рост личности во всех её проявлениях. Модель органично
сочетает возможности обоих видов образования, способствует созданию инфраструктуры
внеурочной деятельности в условиях конкретной среды.
6
Модель интеграции общего и дополнительного образования
в МАОУ "Школа № 13"
Общее
образование
Внеурочная деятельность
в рамках ФГОС
по направлениям:
- общекультурное;
- общеинтеллектуальное;
- спортивно-оздоровительное;
- социальное;
- духовно-нравственное
(общеобразовательные
программы)
Образование
Макросоциум:
Воспитательная работа
Участие
в конкурсах
и олимпиадах
различного
уровня
Воспитательные
мероприятия
различного
уровня
Дополнительное
образование
по научнотехнической
направленности
Традиции
школы и
коллективные
творческие
проекты
Ирбитская музыкальная школа,
Детская художественная школа
ЦДТ «Кристалл»
Детско- юношеская спортивная
школа
Учреждения культуры и спорта
города
МКУК «Библиотечная система»
Историко-этнографический музей
Государственный музей
изобразительных искусств
Театр им. Островского
Клиника дружественная с
молодежью
Центральная городская больница и
др.
5.Содержание и организация образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МАОУ «Школа № 13»
Виды детских объединений по интересам
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, секции, театры, клубы и
др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их
объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые
совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года.
Учебная группа является основным способом организации деятельности детей
практически в любом из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет.
7
Учебный год в детских группах и коллективах начинается и заканчивается в
соответствии с календарным графиком учебного процесса школы.
В период школьных каникул занятия могут:
проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью
профориентации подростков.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, но в соответствии с СанПиНом, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение
занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного
профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться
в любой учебный день недели, включая дни каникулы. Между учебными занятиями и
посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для
отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам
(клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 18
лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений определяется уставом школы
и программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения,
специфики деятельности данной группы:
на первом году обучения – 12- 15 человек;
на втором году обучения – 10-12 человек;
на третьем и последующих годах обучения – 8- 10 человек.
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя
из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом
коллектива, по группам и индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьмиинвалидами по месту жительства.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей в
объединениях дополнительного образования не должна превышать:
в учебные дни – 1,5 часа;
в каникулярные дни – 3 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее
10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся:
• для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии проведения
занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые 20 минут;
для младших школьников – от 1 часа до 2-х часов;
для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов.
Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми - от 30 до 60
минут 2 раза в неделю.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались
занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 20.00 часов.
Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются
на основе примерных образовательных программ, предложенных Министерством
образования РФ или программ педагогов дополнительного образования, разработанных
ими самостоятельно. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий,
8
который составляется на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий
уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам.
Работа учащихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества
и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности.
III.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Закон РФ «Об образовании» предопределяет необходимость и обязательность
учебного плана в качестве нормативно-регулирующего средства деятельности всех типов
и видов учреждений образования. Закон предоставляет право самостоятельного выбора
формы учебного плана в соответствии с целями, концепцией, содержанием
образовательных программ.
Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется согласно
расписанию занятий.
Расписание занятий – нормативный, управленческий документ, регулирующий
организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию учебных планов и
программ.
Составление расписания регулируется следующими документами: «Типовым
положением о программе дополнительного образования детей», уставом школы, учебным
планом, образовательными программами педагогов. В расписании указываются: ФИО
педагога, его нагрузка в неделю, учебный предмет, название учебной группы, время и
продолжительность занятий, место проведения, возраст детей.
Дополнительные общеразвивающие программы
Программа – это нормативная модель совместной деятельности людей,
определяющих последовательности действий по достижению поставленной цели.
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей это:
документ, отражающий педагогическую концепцию педагога в соответствии с
условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;
модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога
и ребенка, содержащая обоснование содержания образования и технологии его передачи;
курс, расширяющий одну из образовательных областей основного образования;
индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого
он выйдет на определенный уровень образованности;
предметная сторона, составная часть единой образовательной программы
учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования (определенного
предмета) и позволяющая ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя.
Педагоги дополнительного образования сами конструируют программы, сценарии,
занятия, но и имеют право пользоваться типовыми и авторскими программами
дополнительного образования, отобразив данный факт в пояснительной записке своей
программы.
В целях повышения качества педагогической деятельности в системе
дополнительного образования детей необходимо соблюдать общие требования, которым
должны отвечать общеразвивающие программы.
Во-первых, дополнительные общеразвивающие программы дополнительного
образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об
образовании».
Во-вторых,
общеразвивающие
программы
дополнительного
образования,
реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее
повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет:
9
обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной
и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания
образования, форм деятельности и общения;
организации естественных для соответствующего возраста форм детской
активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.
Данное требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают
в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного
возраста, установленный учебным планом.
В-третьих, общеразвивающие программы, реализуемые в системе дополнительного
образования детей, должны обладать рядом качеств, в их числе:
актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для
внешкольного образования);
прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и
завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к
реализации программы);
реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся
ресурсы для получения максимально полезного результата);
целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для
достижения целей);
контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов
на их соответствие промежуточным и конечным целям);
преемственность и согласованность ее содержания с образовательными
программами общеобразовательной школы;
практическая значимость, технологичность (доступность для использования в
педагогической практике);
Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог, обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие обучающегося
средствами своего учебного курса.
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей
и взрослых, содержит:
• Титульный лист
• Пояснительная записка
• Учебно-методический план
• Содержание программы
• Методическое обеспечение и условия реализации программы
• Литература
• Приложения
Разрабатывая, модифицируя и адаптируя общеразвивающие программы
дополнительного образования, педагоги должны ориентироваться на «Примерные
требования к программам дополнительного образования детей» (Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ), соблюдать все рекомендации.
Результативность образовательного блока
Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ,
необходимо различать среди них следующие:
- выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные,
текущие;
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
10
- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в
высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться
по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования
детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах;
получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот
и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую
искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются
его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный,
он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее,
выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте,
необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного
образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе
дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным
знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под
влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому
педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные
мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по
итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка,
олимпиада, конкурс, концертное выступление, защита творческого проекта, сдача
нормативов, конференция и т.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям;
отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства
неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь
определенного успеха.
IV. ПАРТНЁРСТВО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
МАОУ «Школа № 13» является открытой социально-педагогической системой,
способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей
повышения качества дополнительного образования коллектив школы видит в
установлении прочных связей с социумом.
Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей являются:
• Ирбитская музыкальная школа,
• Детская художественная школа
• ЦТ «Кристалл»
• ДК им. Костевича
• Детско- юношеская спортивная школа
• МКУК «Библиотечная система»
11
• Историко-этнографический музей
• Государственный музей изобразительных искусств
• Театр им. Островского
• Клиника дружественная с молодежью
• Центральная городская больница
и другие учреждения культуры и спорта города Ирбита
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе
с определением конкретных задач по развитию обучающихся и конкретной деятельности.
Развитие социальных связей МАОУ «Школа №13» с культурными и образовательными
учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения
личности ребенка с первого класса, совершенствует конструктивные взаимоотношения с
родителями (законными представителями), строящиеся на идее социального партнерства.
Процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту
профессионального мастерства всех специалистов и педагогов, работающих с детьми,
поднимает статус нашего учреждения.
Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов:
· добровольность;
· равноправие сторон;
· уважение интересов друг друга;
· соблюдение законов и иных нормативных актов;
· обязательность исполнения договоренности;
· ответственность за нарушение соглашений.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
1. Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим
критериям:
рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;
участие обучающихся в системе дополнительного образования школы;
участие
образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную
деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы
дополнительного образования;
положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
участие родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ПДН, ТКДН,
на внутришкольном контроле;
увеличение числа педагогов в ОУ и УДОД, вовлеченных в процесс формирования
творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования.
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы
педагогов, классных руководителей, консультации психолога для педагогов, родителей
(лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного образования
предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.
2. Контроль результативности дополнительного образования в школе,
его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем
проведения
мониторинговых
исследований,
диагностики
обучающихся
и их родителей (лиц их заменяющих).
3. В результате анализа выбраны следующие методики изучения эффективности
процесса интеграции различных видов обучения в ОУ:
12
1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной
программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.).
2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте».
3. А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»,
Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в
образовательном учреждении».
4. Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного
учреждения».
5. А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой у нас
коллектив».
6. Д.В.Григорьева
«Социометрического
изучения
межличностных
отношений
в детском коллективе».
7. Оценка Портфолио обучающихся и др.
Диагностику планируется проводить педагогами дополнительного образования и
классными руководителями, психологом, 1 раз в год.
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году
ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть его времени, не
занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий
человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему
предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне
могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать
ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно
выбрать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать
его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не
обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в
отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных
сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое
время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его
результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей
профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс, пора
преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и
понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс
обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование призвано
обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального,
физического развития, удовлетворению творческих и образовательных потребностей
современного человека.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного
образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: –
М.: 2002.
3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.
4. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования
детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru
13