РП ООО

Содержание
Стр.
Пояснительная записка
Раздел 1. Целевой

3

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся

3

1.2. Задачи воспитания

4

1.3. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных

4

программ
1.4. Направления воспитания

5

1.5. Целевые ориентиры результатов воспитания

6

Раздел 2. Содержательный

8

2.1. Уклад школьной жизни

8

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

15

Раздел 3. Организационный

25

3.1. Кадровое обеспечение

25

3.2. Нормативно-методическое обеспечение

27

3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями

27

3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
3.5. Анализ воспитательного процесса

29
30

Приложение. Федеральный календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы ООО МАОУ «Школа № 13»

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП ООО МАОУ «Школа №13» (далее
– Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная
программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и
среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
 предназначена
для планирования и организации системной
воспитательной деятельности в МАОУ «Школа №13»;
 разработана с участием коллегиальных органов управления МАОУ
«Школа №13», в том числе Совета обучающихся, Совета родителей, и
утверждена педагогическим советом школы;
 реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
 предусматривает
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе
на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
 предусматривает
историческое
просвещение,
формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с особенностями МАОУ «Школа №13» внесены
изменения в содержательный и организационный разделы программы
воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой
формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных
представителей), направленностью образовательной программы, в том числе
предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов,
особые образовательные потребности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Раздел 1. Целевой
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Содержание воспитания обучающихся в МАОУ «Школа №13»
определяется
содержанием
российских
базовых
(гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
3

воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности
культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ «Школа №13» планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в
сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
Цель воспитания обучающихся в МАОУ «Школа №13»:
 развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
 формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
1.2. Задачи воспитания обучающихся в МАОУ «Школа №13:
 усвоение
обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
1.3. Личностные результаты освоения обучающимися
образовательных программ включают:
 осознание российской гражданской идентичности;
 сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
 готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
4

сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.


Воспитательная деятельность в МАОУ «Школа № 13» планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-исторического,
системно-деятельностного,
личностно
ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.4. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
 гражданского
воспитания,
способствующего
формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском
государстве
и
субъекту
тысячелетней
российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
 патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России;
исторического просвещения, формирования российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирования традиционных российских семейных ценностей; воспитания
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
 физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия –
развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния
здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
5

 трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных
ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды;
 ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
1.5. Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
ООО установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
 знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине – России, ее территории, расположении;
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства;
 понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
 имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
6

2. Духовно-нравственное воспитание:
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной
принадлежности;
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
 доброжелательный,
проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
 умеющий
оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
 владеющий
представлениями о многообразии языкового и
культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки
общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
 сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание:
 способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
 проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде;
 владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
 ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
 сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
 сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
7

проявляющий интерес к разным профессиям;
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.


6. Экологическое воспитание:
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду;
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
7. Ценность научного познания:
 выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к
научным знаниям, науке;
 обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании;
 имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В последнее время в обществе, семье, школе пришло понимание, что без
возрождения духовности, основанной на наших православных корнях,
невозможно процветание и дальнейшее развитие России.
История нашей школы уникальна. МАОУ «Школа №13» была открыта в
1956 году. Мы храним память о тех замечательных людях, которые, когдалибо учились и работали в нашей школе на протяжении всех лет. В школе
организован музей, в котором сосредоточены материалы истории школы.
Музей находится на первом этаже главного здания, и начинается с
портретной галереей директоров нашей школы. Музей оформлен
экспонатами и стендами о выпускниках, в нем проходят встречи ветеранов
школы, выпускников, гостей и социальных партнеров школы.
Здание школы расположено в центральной части города Ирбита. Вблизи
школы находятся Центр детского творчества, Бульвар Победы,
Государственный музей Изобразительных Искусств, Ирбитский гуманитарный
колледж, Ирбитский
Центр
медицинского
образования
ГБПОУ
"Свердловский
областной
медицинский
колледж»,
Ирбитский
мотоциклетный техникум, Центр молодежи.

8

Школа известна в городе крепкими традициями, высоким уровням
образования выпускников, благоприятным психологическим климатом, в ее
стенах обучаются дети, проживающие в микрорайоне, за которым закреплена
школа. Очень радует, что многое выпускники школы приводят сюда своих
детей, есть целые династии. Для большинства родителей, дети которых
обучаются в школе, особую ценность представляет комфортная психологопедагогическая обстановка и качественное образование, стабильный
педагогический коллектив.
Контингент обучающихся МАОУ «Школа №13» насчитывает более 750
обучающихся с 1 по 11 класс. Есть дети с ОВЗ и обучающиеся с
индивидуальными образовательными маршрутами, что необходимо учитывать
при организации воспитательной работы. Социальный состав жителей
микрорайона, в котором находится школа, смешанный. Следует отметить, что в
школе обучаются дети из семей разных уровней жизни. Достаточно большой
процент детей – из многодетных и неполных семей.
Поэтому важной задачей школы является организация внеурочной
деятельности, дополнительного образования для обеспечения занятости
детей, чтобы обезопасить их от асоциальных явлений.
Школа №13 – это школа, в которой создана особая эмоциональная
атмосфера. Атмосфера свободы и единства. Годовой круг праздников и
традиций включает общешкольные концерты, фестивали, творческие и
интеллектуальные проекты, соревнования, тематические праздники,
образовательные экскурсии – вот чем живут педагоги и ученики тринадцатой
школы (далее Школа).
Учащиеся и педагоги Школы активно участвуют в реализации
федеральных, региональных и муниципальных целевых программ. Школа
имеет статус трижды победителя национального проекта «Образование».
Идея: постоянный поиск разумного сочетания и соотношения традиций
и новаций на основе современных мировых тенденций в области образования
с целью создания условий (в школе, семье, социуме) для формирования
личности, способной к духовно-нравственному восхождению, имеющей
социально-активную направленность, стремящейся осуществлять позитивное
влияние на окружающую действительность.
Уклад МАОУ «Школа №13» удерживает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе
которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства
воспитания, отражающие самобытный облик МАОУ «Школа №13» и его
репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Основные традиции воспитания в МАОУ «Школа №13»:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
9

важной чертой каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогических
работников и обучающихся является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между
классами,
поощряется
конструктивное
межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную,
личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении конфликтов) функции.
В школе организован «Музей выпускников». Памятные даты истории
школы, материалы об выпускниках, директорах, о педагогах отражены в
экспозициях школьного музея, ознакомление с ними помогает формировать
представление о роли школы в истории города, области, страны.
Источниками положительного влияния на детей прежде всего являются
педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о
чем свидетельствует позитивная динамика результатов деятельности по
качеству обеспечиваемого образования. Команда администрации имеет
достаточно большой управленческий опыт и квалификацию. Педагоги школы
– специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые
педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и
профессиональной инициативы. В педагогическом коллективе работают
квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех
категорий обучающихся в школе.
Цель МАОУ «Школа №13» в самосознании педагогического
коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных
граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную,
осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененных в духовных и культурных традициях многонационального
народа России.
Наиболее значимые традиции, ритуалы, события МАОУ «Школа
№ 13», составляющие основу воспитательной системы:
- Тематические мероприятия («День Знаний», «День учителя»,
«День пожилого человека», «День матери», фестиваль патриотической


10

песни, праздник 8 марта и др.) – традиционные общешкольные
мероприятия, состоящие из конкурсные и концертные программ, акций,
которые закрепляют передачу традиций, разновозрастные межличностные
отношения в школьном коллективе;
- «День Лицея» – традиционный коллективный творческий проект, для
учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей.
- «Фестиваль проектов» способствует развитию умений и навыков
проектной деятельности, обмену опытом (между учащимися, педагогами),
формированию творческого мышления, навыков и опыта самостоятельной
работы, ответственному отношению в процессе создания индивидуально- и
коллективно значимого результата (продукта).
- Новогодняя школа – общешкольное коллективное творческое дело,
состоящее из серии отдельных дел (новогодние мастерские, оформление
школы, конкурсы, праздники), в котором принимают участие
обучающиеся, педагоги, родители. Это способствует формированию
навыков самостоятельности, инициативы, ответственности у детей и
подростков, улучшения взаимосвязи между учащимися, педагогами,
родителями;
- Вечер встречи выпускников школы «Пристань детства» –
общешкольное коллективно дело, направленное на сохранение школьных
традиций, выстраивание связи поколений между выпускниками школы
разных лет, формирование уважительного отношения к истории школы ее
настоящему;
- Месячник защитника Отечества – комплекс мероприятий
патриотической направленности, посвященных Дню Защитника
Отечества
- Цикл мероприятий, посвящённых Дню Победы - участие в городском
торжественном церемониале на Бульваре Победы, в почетном карауле возле
обелиска установленном в память рабочих стекольного завода, погибших в
годы Великой Отечественной войны,
в акции «Бессмертный полк»,
«Георгиевская ленточка»; классные часы; выставки рисунков «Я помню, я
горжусь…»; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной…»; уроки
мужества, с приглашением ветеранов городской общественной организации
«Дети войны»), направленных на воспитание чувства любви к Родине,
гордости за героизм народа;
- «Благотворительные акции» - мероприятия акции («Вместе мы можем
многое», «10 000 добрых дел», «Весенняя неделя добра») направлены на
пропаганду и распространение позитивных идей добровольного служения
обществу, формирования у учащихся представление о доброте и её влиянии
на каждого человека, желание сделать что-то для других людей, принести
пользу обществу.
11

- «Предметная декада младших школьников» - увлекательный квест
проводится для учеников 1-4 классов. Обучающиеся участвуют в творческих
конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах.
- Дни здоровья: поход выходного дня; Спартакиада младших
школьников, посвященная памяти Л.М. Мартемьяновой (1-4 классы);
соревнования «От нормативов ГТО к Олимпийской медали» – комплекс
соревнований для учащихся 5-11 классов.
- Торжественные ритуалы, посвящения, связанные с переходом
учащихся
на
следующую
ступень
образования,
взросления,
символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в
школе и дальнейшей жизни, развивающие школьную идентичность детей:
Поднятие (спуск) Флага РФ, исполнение гимна РФ (каждый
понедельник);
Общественная
презентация:
День
первоклассника,
День
пятиклассника. День десятиклассника;
Праздник последнего школьного звонка для учащихся 4-х, 9-х, 11
классов;
Торжественная церемония вручения аттестатов в 9-х и 11-х классах.
- Экологические акции: «Субботник по уборке территории», «Спасенный
лес», организация деятельности Лагеря труда и отдыха, трудовых отрядов участие в трудовых делах школы и класса, в совместных социальнозначимых делах школы, способствует развитию у обучающихся
общественной
активности,
формированию
нравственного
идеала,
гражданского отношения к Отечеству, воспитанию нравственного
потенциала, сознательного отношения к труду.
В подготовке и проведении мероприятий принимают участие
представители Совета родителей школы, родительской общественности, это
помогает наладить взаимодействие школы с родителями и вовлечь их в
воспитательный процесс.
Символика МАОУ «Школа №13».
У школы есть свои символы - это школьный гимн, флаг и эмблема
образовательного учреждения.
Слова для Гимна школы сочинила Лидия Александровна Устинова,
выпускница школы, учитель русского языка и литературы. Этот гимн звучит
на всех школьных мероприятиях, он объединяет всех – учеников, педагогов,
родителей, выпускников.
Эмблема школы выполнена по проекту ученицы Полины Журавлевой,
который был представлен на школьном конкурсе в 2003 году. Эмблема
школы - отличительный знак, официальная эмблема образовательного
учреждения, изображаемая на флаге, документах школы, это яркий и
узнаваемый школьный символ. (Из представления эмблемы школы на
городской общественной презентации образовательных организаций)
«Наша школьная символика включена в образовательный процесс
12

Это гимн, и флаг, эмблема, что для нас имеют вес.
Бывает флаг парламентский, флаг капитуляции,
Морской, туристский, олимпийский, многообразной нации.
Мы гордимся нашим символом бело-желто-синим
И расскажем вам о флаге, которым мы все дорожим.
Наш флаг трехцветный - желтый цвет — это ученики всей школы нашей
Желтый цвет в нем энергия солнца от него мы здоровы, бодры
От него мы умны и успешны, от него мы друг к другу добры.
Белый цвет — это символ педагогов, педагогов творческих и настоящих
С ними нам идти к высотам, одолев тернистый путь, постигая жизни
суть.
Школьные друзья - родители, их символ – это синий цвет
Без их поддержки нам было б трудно во всем родительский совет.
В центре эмблемы – ее величество книга, символ мудрости, ума
Открывать любые знания помогает всем она.
На фоне белого цвета клен с резными листьями –
Знак особого календаря – это символ сентября.
Перед ней перо с чернильницей знак поэзии и красоты
Пушкин Александр Сергеевич им трудился до зари.
Такова символика наших школьных жителей
И в нем идея есть единства: учителей, детей, родителей.
Есть еще один символ у нас — это гимн школы тринадцать
Он заряжает энергией нас, призывает за дело всем браться.
С ним начинаем учебный мы год и торжества отмечаем
С ним провожаем выпускников и сегодня мы с ним выступаем!»
Взаимодействие школы с социальными партнерами.
Воспитательный процесс осуществляется в тесном сотрудничестве с
социальными партнерами школы: учреждениями культуры и искусства
(МКУК «Библиотечная система», городские музеи, театр им. Н.
Островского), учреждениями дополнительного образования, спортивными
организациями города, городским Центром занятости, учреждениями
среднего профессионального образования Ирбита, Советом ветеранов,
городскими патриотическими организациями и т.д. В доступной близости от
школы находятся: Ирбитская Детско-юношеская спортивная школа
(ДЮСШ), Ирбитская детская музыкальная школа (ГБУДОСО «Ирбитская
ДМШ»), Детская художественная школа, Центральная детская библиотека,
Центр творчества «Кристалл». Благодаря этому учащиеся школы во
13

внеурочное время могут посещать занятия дополнительного образования
разной направленности, а также принимать участие в различных
мероприятиях, организуемых на площадках этих организаций. Таким
образом, воспитательная среда МАОУ «Школа № 13» включает в себя не
только возможности школы, но и социокультурные ресурсы города.
Дальнейшая задача школы - расширять круг сетевых партнеров из числа
учреждений общего, дополнительного или профессионального образования,
учреждений других ведомств с целью реализации программ внеурочной
деятельности, дополнительного образования детей, исследовательских
проектов; создания совместных досугово– образовательных программ;
проведения совместных акций, проектов, конкурсов, фестивалей и др.;
профессионального самоопределения. Работа в данном направлении ведется.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в
которых МАОУ «Школа №13» принимает участие:
«Движение первых», «Орлята России», «Зарница 2.0», в социальнопедагогическом проекте «Будь здоров», в муниципальных проектах и акциях
«Я-ирбитчанин», «Надежды Отечества», «Я выбираю будущее».
С 2021 года в школе создан школьный спортивный клуб (ШСК)
«Юниор», в который вовлечено более 30% обучающихся. Достижения
обучающихся и команд ШСК имеют высокие результаты, на соревнованиях
муниципального уровня спортсмены школы занимают лидирующие позиции,
с успехом выходят на региональные и областные соревнования.
С 2022 года в школе функционирует «Центр детских инициатив» под
руководством Советника по воспитанию, в работу которого активно
включились представители Совета обучающихся школы.
Школа уделяет особое внимание вовлечению учащихся школы к
активному участию в волонтерском движении «Добро.ру».
Школа реализует инновационные, перспективные воспитательные
практики,
определяющие
«уникальность»
образовательной
организации; результаты их реализации, трансляции в системе
образования города и области. С 2023 года МАОУ «Школа № 13» приняла
участие в реализации проекта "Уральская инженерная школа», одобренного
Указом Губернатора Свердловской области. Проект направлен на повышение
мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла
и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и
инженерных специальностей.
С 2019-2020 учебного года в МАОУ «Школа № 13» реализуется проект
«Психолого-педагогические
классы»
под
эгидой
Уральского
государственного педагогического университета. Воспитание будущего
педагогического сообщества – это элемент раннего наставничества. На своих
занятиях наставляемые и наставники-педагоги нашей школы, полностью
погружаются в атмосферу педагогики. Будущие педагоги работают с детьми,
14

проводят мастер-классы, фрагменты уроков с обучающимися начальной
школы.
Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению
эффективных результатов в воспитательной деятельности. Опыт
проведения воспитательной работы по профилактике негативных явлений в
подростковой среде, напряжённая ситуация в стране по этим направлениям
привели к осознанию необходимости расширения работы по модулю
«Профилактика и безопасность», привлечению родителей к совместной
работе в данном направлении. Так же отмечается недостаточная
вовлеченность родителей в воспитательный процесс школы, участие в
школьных делах.
Пути решения вышеуказанных проблем. Для решения этих проблем
необходима дополнительная работа по родительскому просвещению,
использование новых форм работы с родительской общественностью.
Нормы этикета обучающихся МАОУ «Школа №13». Школе введена
школьная форма для обучающихся, отвечающая требованиям делового стиля.
Требования к школьной форме обучающихся определяются администрацией
школы и согласовываются с родителями обучающихся на общешкольной
родительской конференции и в классах. Требования к школьной форме и
внешнему виду обучающихся закрепляются локальным актом Школы.
В целом, в формировании уклада школьной жизни МАОУ «Школа №
13» участвуют все участники образовательного процесса: ученические
коллективы, педагогический коллектив школы, администрация, родительское
сообщество, общественность., что способствует достижению поставленной
цели - развитию личности, создания условий для самоопределения и
социализации обучающихся школы.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы
и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления
деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным
потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МАОУ «Школа №13» представлена в рамках
основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное
руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность»,
«Внешкольные мероприятия», «Предметно-пространственная среда»,
«Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность»,
«Социальное
партнерство»,
«Профориентация».
Модули
описаны
последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной
системе МАОУ «Школа №13».
Модуль «Основные школьные дела»
15

Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
 общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям
в России, мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе;
 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
образовательной организации, своей местности;
 социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы
дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
 проводимые для жителей населенного пункта и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в
связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей
населенного пункта;
 разновозрастные
сборы, многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой,
спортивно-оздоровительной и другой направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела
в
разных
ролях
(сценаристов,
постановщиков,
исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими
работниками и другими взрослыми.
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной в первую
16

очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривает:
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
 инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся
с разными потребностями, способностями, давать возможности для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение
коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в образовательной
организации;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) с педагогом-психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
 регулярные
консультации
с
учителями-предметниками,
направленные на формирование единства требований по вопросам
воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;
 проведение педагогических советов для решения конкретных
проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на
обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных
делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся,
общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
17

положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
 организация и проведение родительских собраний по
профессиональной ориентации обучающихся, ознакомление с системой
воспитания и дополнительного образования;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
 максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение
интерактивных
форм
учебной
работы
–
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить
18

отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения
со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление
и поддержку доброжелательной атмосферы;
 организацию наставничества мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с
особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование
и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Организация внеурочной деятельности создает условия для
социального, культурного самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся
осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
 курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
«Разговоры о важном», «Страницы истории», «Основы военной
подготовки», «Россия – мои горизонты», «Проектная деятельность»;
 курсы,
занятия познавательной, научной, исследовательской,
просветительской направленности: «Искусство слова», «От знаний к
творчеству», «За страницами учебника математики», «Практическое
обществознание», «За страницами английского языка», «Решение
нестандартных задач по информатике», «Практическая география»,
«Компьютерная графика». В рамках деятельности проекта «Уральская
инженерная школа: «Экспериментальная химия и решение задач», «Мир
химии», «Юный изобретатель», «Решение биологических задач»;
 курсы, занятия туристско-краеведческой направленности «Азбука
туризма»;
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности в
рамках деятельности ШСК: «ОФП с элементами баскетбола», «Футбол в
школе».
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
19

общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнерами образовательной организации;
 внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые
педагогами
по
изучаемым
в
образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими
работниками, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий, проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая
общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями,
ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.


Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МАОУ «Школа
№13», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир
обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
• оформление интерьера школьных помещений и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
• размещение на стенах образовательной организации регулярно
сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им
реализовать свой творческий потенциал; оформление стенда «Традиции
школы» - фотоотчет об интересных событиях, происходящих в
образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
20

• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оздоровительно
рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство
образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им
проявить свои фантазию и творческие способности, и создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
• событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т.п.);
• оформление и обновление стендов в помещениях, содержащих в
доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания,
фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и
обучающихся и т. п.;
• популяризация символики школы (эмблема, флаг), используемой как
повседневно, так и в торжественные моменты;
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях,
правилах.
Предметно-пространственная среда строится как максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
 создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в Управляющем совете
образовательной организации;
 тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
 Дни открытых дверей, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
 работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
21

проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
 родительские форумы на официальном сайте образовательной
организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»,
интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии
с порядком привлечения родителей (законных представителей);
 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
 целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.


Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации предусматривает:
 организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов
и прав обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в образовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация
воспитательного
потенциала
профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в образовательной организации предусматривает:
 организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в образовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
22

сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением
сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных
педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов,
опеки и др.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных
сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской
обороне и др.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
23

мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
 участие
представителей организаций-партнеров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,
занятий,
внешкольных
мероприятий,
акций
воспитательной
направленности;
 проведение
открытых
дискуссионных
площадок
(детских,
педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров
для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
 реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности, ориентированных на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
 проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
 профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей
в организациях профессионального, высшего образования;
 организацию
на базе детского лагеря при образовательной
организации профориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями,
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
 проведение профессиональных проб;
 совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
24

онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования;
 взаимодействие с Государственным казенным учреждением службы
занятости населения Свердловской области «Ирбитский центр занятости»:
тематические беседы по профориентации, организация онлайнтестирования.
Модуль «Система дополнительного образования»
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным
образованием детей в части создания условий для развития творческих
интересов детей, включения их в художественную, техническую,
спортивную и другую деятельность.
Система дополнительного образования играет важнейшую роль в
целях формирования единого образовательного пространства МАОУ
«Школа № 13» для повышения качества образования и реализации процесса
становления личности в разнообразных развивающих средах.
Деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
25

- формирование общей культуры учащихся.
В МАОУ «Школа № 13» реализуются дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы:
 Технической направленности: «Робототехника»;
 Социально-гуманитарной
направленности:
«Мир
шахмат»,
«Гамбит»;
 Физкультурно-спортивной направленности: «Настольный теннис»,
«Основы военной подготовки», «Вперед к ВФСК ГТО!»
 Художественной направленности: «Театр начинается со школы».
Учебный план дополнительного образования формируется на каждый
учебный год - дополняется и изменяется.
Раздел 3. Организационный
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МАОУ «Школа № 13» в
соответствии с ФГОС основного общего образования по разделению
функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением,
реализацией воспитательной деятельности; по вопросам повышения
квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психологопедагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других
категорий;
по
привлечению
специалистов
других
организаций
(образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
 заместитель директора по воспитательной работе;
 заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
 советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с
детскими общественными организациями;
 педагог-организатор;
 классные руководители;
 библиотекарь;
 социальный педагог;
 педагог-психолог;
 педагоги дополнительного образования.
Общая численность педагогических работников МАОУ «Школа № 13» –
49 человек основных педагогических работников, из них 33 человека имеют
высшее
педагогическое
образование,
21
человек
–
высшую
квалификационную категорию, 6 человека – первую квалификационную
категорию.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе и
обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагоги-психологи, социальный
26

педагог, учитель дефектолог, тьютор. Классное руководство в 1–11-х классах
осуществляют 29 классных руководителей.
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по
вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи курирует
заместитель директора по научно-методической работе. Мероприятия по
подготовке кадров:
- сопровождение молодых педагогических работников, вновь
поступивших на работу педагогических работников (работа школы
наставничества);
- индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в
том числе и по вопросам классного руководства);
- контроль оформления учебно-педагогической документации;
- проведение конференций, «круглых столов», семинаров по
педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и
просвещения обучающихся;
- участие в работе школьных, городских и региональных методических
объединений представление опыта работы школы.
Ежегодно
педагогические
работники
проходят
повышение
квалификации по актуальным вопросам воспитания в соответствии с планомграфиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты
других организаций: работники ТКДН, ОДН, ЦПСиД, участковый,
специалисты правоохранительных органов, специалисты городского
краеведческого музея, библиотечной системы города и др.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ «Школа
№13» обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:
 Положение о классном руководстве в МАОУ «Школа №13»;
 Положение о Совете обучающихся;
 Положение о Совете родителей;
 Положение о внеурочной деятельности;
 Положение о проектной деятельности обучающихся;
 Положение о школьной форме обучающихся МАОУ «Школа № 13»;
 Положение о дежурстве;
 Положение о школьном методическом объединении;
 Положение о внутришкольном контроле;
 Положение о Совете профилактики;
 Положение об организации дополнительного образования;
 Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
 Положение о школьном спортивном клубе «Юниор»;
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном
сайте школы по адресу: https://irbit13.uralschool.ru/sveden/document
27

3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В МАОУ «Школа № 13» обучается 48 обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов. Дети ОВЗ и инвалиды получают образование, на равных, со
всеми школьниками, создана благоприятная доброжелательная среда. Эти
дети находятся под пристальным контролем классных руководителей, и
социально-психологической службы. Они имеют возможность участвовать в
различных формах жизни детского сообщества: в работе органов
самоуправления, волонтерского отряда, участвовать в конкурсных
мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных праздниках. Обеспечивается
возможность их участия в жизни класса, школы, событиях группы. Таким
образом, формируется их личностный опыт, развивается самооценка и
уверенность в своих силах, опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
Для данной категории обучающихся в МАОУ «Школа № 13» созданы
особые условия:
На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих
строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная
воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая
среда
обеспечивает
возможность
демонстрации
уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ.
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных
ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации
целей и смыслов, приобретается опыт развития отношений между
обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами.
Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в
детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных
навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной
работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и
культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает
возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих
силах.
Особыми
задачами
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями являются:
28

налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При
организации
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями школа ориентируется:
 на формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
 создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
 личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.


3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МАОУ «Школа
№ 13»
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о
награждении, проведение процедуры награждения в присутствии
значительного числа школьников.
2. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам
конкурсов проводятся по уровням образования.
3. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения –
использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награды.
29

4. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей (законных представителей) обучающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей,
сторонних организаций, их статусных представителей.
5. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов
наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Формами поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся в МАОУ «Школа № 13»
являются:
- похвальный лист «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- награждение благодарностями за активное участие в школьных делах и
в конкретных проявлениях активной жизненной позиции;
- награждение почетными грамотами и дипломами за победу или
призовое место с указанием уровня достижений обучающихся в различных
школьных конкурсах и викторинах;
награждение
родителей
(законных
представителей)
благодарственными письмами за хорошее воспитание детей;
- оформление школьного фото стенда «Гордость школы» - сбор банка
данных о победителях, призерах Всероссийских олимпиад школьников,
интеллектуальных
конкурсов
муниципального,
регионального,
всероссийского уровней, отличников по итогам года;
- достижения обучающихся в области творчества и спорта отражаются
на сайте школы, а также на странице сообщества школы в социальной сети
ВКонтакте.
- включение в группу для подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МАОУ
«Школа № 13»
Индивидуальная накопительная оценка обучающегося – это способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных
достижений в определенный период его обучения:
- в форме Портфолио обучающегося в 5-7 классах;
- в форме Дневника обучающегося, выполняющего проектную работу в
8-9 классах.
Ведение Портфолио обучающегося - деятельность обучающихся при её
организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания
личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности
(грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и
др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
30

Обучающиеся формируют портфолио своих достижений, и на основании
мониторинга им вручаются благодарственные письма «За качественное
ведение портфолио» и «За отличную защиту портфолио».
«Дневник обучающегося, выполняющего проектную работу» (8-9
классы) позволяет своевременно и объективно отследить прохождение всех
этапов работы над индивидуальным проектом: поисковый, аналитический,
практический, презентационный, контрольный). В дневнике отражены тема
проекта, руководитель проекта, направление проектной деятельности,
выставляются отметки руководителя о выполнения каждого этапа работы, в
том числе, итоговая отметка за проект.
Заполненный Дневник обучающегося, выполняющего проектную
работу, должен быть представлен вместе с завершенным индивидуальным
проектом на школьной научно-практической конференции. В Дневник
обучающегося, выполняющего проектную работу, после публичной защиты
вносится итоговая отметка, выставленная комиссией.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне основного общего образования, установленными
ФГОС ООО.
Основным
методом
анализа
воспитательного
процесса
в
образовательной
организации
является
ежегодный
самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между
педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
31

распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие –
это результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)
с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
 какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся
удалось решить за прошедший учебный год;
 какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
 какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, классными руководителями с привлечением актива родителей
(законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
реализации воспитательного потенциала:
 урочной деятельности;
 внеурочной деятельности обучающихся;


32

деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнерства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа воспитательной работы МАОУ «Школа №
13» будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить
педагогическому коллективу школы в учебном году. Эти проблемы следует
учесть при планировании воспитательной работы на следующий учебный
год.


33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».