формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; 2.2. Дополнительное образование детей (и взрослых) осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по программам определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной директором школы. 2.3. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 2.4. Образовательный процесс организован в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения. 2.5. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом учреждения, в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.4.3172-1. 2.6. Рекомендуемая продолжительность занятий в учебные дни — не более 3-х академических часов в день, в каникулярные дни — не более 4 академических часов в день. После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин. 2.7. Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам - 10 часов в неделю. 2.8. На основании заявлений родителей (законных представителей) в школе создаются и работают кружки, в том числе предметные, клубы, студии, секции и другие объединения по интересам. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом школы. Наполняемость объединений составляет не более 15 человек. Организация занятий в объединениях дополнительного образования регламентируется Положением о дополнительном образовании. 2.9. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. 2.10. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей учащихся. 2.11. При реализации дополнительных общеобразовательных программ в школе могут быть организованы массовые мероприятия, для предоставления результатов деятельности объединения. 2.12. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. 2.13. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 2.14. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, организован образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательного учреждения, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Правила доступности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующую образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи 2.15. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп, и быть направлена на решение следующих задач: оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации); предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации; воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности; формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. 2.16. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным дополнительным образовательным программам должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися, в том числе: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: размещение в доступных для обучающихся, являющимися слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий; доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы); контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, должны быть применены специальные методы и приемы обучения, связанные с показом и демонстрацией движений и практических действий; использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации); применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров); обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухозрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи; использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий; в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений); безбарьерную архитектурно-планировочную среду; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации); включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- / видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение); использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные ПЛаНШеТЫ, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее; преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения; стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах); обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию); нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора); расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии; д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) — использование визуальных расписаний; е) для обучающихся с задержкой психического развития: использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме); обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения; использование специальных приемов и методов обучения; дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся; соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): специально оборудованные «зоны отдыха» для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки; для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТУП-Р) — психолого-педагогическое тьюторское сопровождение; учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках); сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений. 2.18. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. 2.19. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2.20. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков 3. Результаты реализации дополнительного образования 3.1. Общим результатом дополнительного образования детей является обеспечение их адаптации к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. 3.2. Планируемые результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ являются независимыми от результатов других видов образования. 4. Особенности кадрового обеспечения 4.1. Реализация дополнительной общеобразовательной программы осуществляется специалистами, квалификация которых соответствует требования к должности "педагог дополнительного образования". 4.2. Кроме педагога дополнительного образования, для организации образовательного процесса могут привлекаться другие специалисты (педагог-организатор, художникоформитель, педагоги дополнительного образования других направлений и др.) 5. Особенности финансового обеспечения Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию программ дополнительных общеобразовательных программ. 6.Учет численности обучающихся 6.1. Фиксирование проведенных занятий по дополнительной общеобразовательной программе, их содержание, посещаемости обучающихся производится в специально отведенном «Журнале посещаемости обучающимися занятий по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Журнал). 6.2. Журнал является финансовым документом, поэтому Журнал должен содержать следующую информацию: дата проведения занятия, класс, ФИО учащихся, содержание и форма проведения занятия, ФИО педагога. Содержание занятий в Журнале должно соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы. 6.3. Учет занятости учащихся осуществляется педагогом дополнительного образования. 6.4. Проверка Журнала осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.