/ УТВЕРЖДЕНО АОУ «Школа № 13» Ростовщикова Н.М. 137-од от 29.09.2023 ПРИНЯТО На заседании педагогического совета протокол № Тот 30.08.2023 г. с учетом мнения совета родителей протокол №1 от 28.09. 2023 г. с учетом мнения совета обучающихся протокол №1 от 21.09. 2023 г. Положение о внеурочной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Городского округа «город Ирбит» Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 13» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о внеурочной деятельности разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 06.02.2023, Федеральными государственными стандартами начального общего образования и основного общего образования, утвержденными Приказами Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31.05.2021 с изменениями от18.07.2022 года, Федеральным государственным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 с изменениями от 12.08.2022 года; Письмом Минпросвещения Российской Федерации от 05.06.2022 № ТВ 1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмами Минпросвещения Российской Федерации от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном и от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций», с учетом СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и является основой для разработки Положения о внеурочной деятельности 1.2. Настоящее положение устанавливает порядок организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся по обновленным ФГОС, порядок организации занятий «Разговоры о важном», регулирует систему оценки достижения результатов внеурочной деятельности, а также определяет ответственных лиц за проведение внеурочной деятельности. 1.3. Образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования реализуются в ОО через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательной деятельности, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочных. 1.5. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность составляет не более 10 часов еженедельных занятий на каждом уровне общего образования: •на уровне начального общего образования - до1320 часов; ®на уровне основного общего образования - до1750 часов (не более 350 часов в год); • на уровне среднего общего образования - до 700 часов. 1.6. План внеурочной деятельности ОО является обязательной частью организационного раздела ООП, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела ООП. 1 1.7. Внеурочную деятельность в соответствии с настоящим положением об ее организации могут осуществлять педагогические работники, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам квалификационными характеристиками по должности, в том числе заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителя-предметник, классные руководители, педагогиорганизаторы, педагоги-психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и иные педагогические работники. 1.8. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности все педагогические работники ОО, ведущие занятия в рамках внеурочной деятельности должны пройти повышение квалификации по реализации ФГОС НОО, ООО и ООО. 1.9. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в аудиторную нагрузку педагогического работника, ее реализующую. 1.10. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации ООП НОО, ООО и ООО. 2 .Условия реализации внеурочной деятельности и требования к организации внеурочной деятельности 2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей, обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. 2.2. Целью организации внеурочной деятельности в ОО является обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. 2.3. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: «поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; «совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; «формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; «повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; «развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; ° поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; о формирование культуры поведения в информационной среде. 2.4. При выборе направлений и отборе содержания обучения организация учитывает: « особенности организации - условия функционирования, тип, особенности контингента, кадровый состав; «результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; • возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; «особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. 2 2.5. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить: • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; • развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов; • формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности); • формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социальнопрофессиональных ориентаций; • развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности; • формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, самоопределения обучающихся. 2.6. При освоении ООП ООО содержание внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное - в таких формах как художественные, культурологические, филологические, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 3 .Порядок организации внеурочной деятельности 3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе ОО. 3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в ОО также предусматривается использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. 3.3. Формы проведения внеурочной деятельности ОО определяет самостоятельно, при этом учитывает активность и самостоятельность обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. 3.4. В зависимости от конкретных условий реализации ООП, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. 3.5. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в ОО, определяется учебным планом на текущий учебный год. 3.6. Количество часов зависит от образовательных потребностей в текущем учебном году, но не более 10 часов в неделю на класс. 3.7. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержу в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания ОО. 3.8. Часы внеурочной деятельности используют для реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования с помощью одной из трех моделей планов внеурочной деятельности (Приложение 1): 3 Г э учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; «с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; • с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. 3.9. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками школы (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами дополнительного образования (по согласованию). 3.10. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) с сентября по 31 мая. 3.11. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного года. При этом фамилия данного обучающегося вписывается в «Списочных состав» данного объединения. 3.12. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий. Оптимальным является посещение не более 2-3-х внеурочных занятий в день, одно из которых должно быть двигательно-активным. 3.13. Общеобразовательная организация самостоятельно решением Педагогического совета разрабатывает и утверждает: «рабочие программы внеурочной деятельности; «план внеурочной деятельности; «режим внеурочной деятельности; © расписание занятий внеурочной деятельности. 3.14. Планы ВД НОО, ООО, СОО осуществляются посредством реализации рабочих программ ВД. 3.15. План ВД ОО является обязательной частью организационного раздела ООП, а рабочие программы ВД являются обязательной частью содержательного раздела ООП. 3.16. План ВД определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем ВД с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. 3.17. Согласно, письму Минпросвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 (О методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО, ООО) для обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности ОО предусмотреть, рекомендуемые к включению в план ВД (Приложение 2). 3.18. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью ООП соответствующего уровня образования и наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел ООП разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы. 3.19. Рабочие программы ВД для детей с ОВЗ разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.20. Рабочие программы ВД включают в себя титульный лист, пояснительную записку и следующие обязательные разделы: «содержание курса ВД с указанием форм организации и видов деятельности; «тематическое планирование; «планируемые результаты освоения курса; 4 •цифровые образовательные ресурсы 3.21. Требования к оформлению рабочих программ внеурочной деятельности регламентируется локальными актами ОО, в том числе Положением о рабочих программах. 3.22. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности. 3.23. Образовательная организация может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования. 3.24П ри зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности педагогическим работникам рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы ВД. 3.25. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности может использоваться психолого-педагогический инструментарий, включая Портфолио обучающегося. 4 . Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью 4.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования может корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом предварительного выбора обучающимися и их родителями рабочих программ ВД. 4.2. Для обучающихся 1-х классов набор направлений и программ ВД предлагается для ознакомления на установочном родительском собрании, для обучающихся 5-11 классов - на родительских собраниях и через официальный сайт ОО. 4.3. Для проведения занятий допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, так и из параллели классов. Наполняемость группы устанавливается от 12 человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две группы. Комплектование групп происходит в соответствии с запросом участников образовательной деятельности. 4.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных ежедневных внеурочных занятий, так и организацию занятий крупными блоками (походы, экскурсии и т.п.) 4.5. Продолжительность занятий ВД - 40 минут. Регламентируется действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СП 2.4.3648-20. 4.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором ОО. 4.7. Учет занятости обучающихся ВД осуществляется педагогическим работником в электронном или бумажном журнале, оформление которого осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными локальными актами ОО. 4.8. Содержание записей в журнале должно соответствовать содержанию рабочей программе. 4.9. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение занятий ВД осуществляют должностное лицо, назначенные в школе ответственными за ведение электронных (бумажных) журналов. 4.10. Организацией, координацией и контролем занятий ВД обучающихся конкретного класса занимается классный руководитель, который: • доводит до сведения родителей информацию о реализуемых в ОО рабочих программ; • координирует (вносит предложения) по формированию графика проведения занятий ВД; • осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в соответствии с расписанием; о осуществляет взаимосвязь между родителями и учителями по вопросу организации ВД, включая оценку образовательных достижений. 5 4.11. Общее руководство и контроль за ВД в ОО осуществляет заместитель директора по ВР на основе своих должностных обязанностей: оценку содержания и качества программ ВД. разработку, согласование (утверждение) планов ВД и расписания проведения занятий ВД, системы оценивания результатов освоения рабочих программ ВД обучающимися. 5.06 организации занятий «Разговоры о важном» 5.1. В соответствии с письмом Минпросвещения РФ от 17.06.2022 № 03871 в рамках ВД образовательная организация вводит еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (34 часа в учебном году). 5.2. «Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11 классов первым уроком по понедельникам еженедельно. 5.3. В целях организации и проведения занятий «Разговоры о важном» для обучающихся ОО является: «воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; «совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; «повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края. России; «развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; • формирование культуры поведения в информационной среде. 5.4. Методические материалы для ОО цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный элемент, визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность» Основным форматом проведения внеурочного занятия является разговор или беседа. 6. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности 6.1. Оценка достижений результатов ВД происходит на трех уровнях: • оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; • индивидуальная оценка каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного Портфолио; • качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО по направлениям ВД, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся и коллективных результатов групп обучающихся. 7. Ответственность 7.1. Администрация ОО организует: «процесс разработки, рецензирования и утверждения программ ВД; • контроль выполнения программ ВД; • контроль ведения журналов ВД. 7.2. Педагогические работники несут ответственность, установленную законодательством и должностными обязанностями, за обеспечение требований ФГОС в части реализации программ ВД как части ООП НОО, ООО, 000. 7.3. Деятельность педагогов регламентируется Уставом МАОУ «Школа №13», Правилами внутреннего распорядка, локальными актами, должностными инструкциями. 6 7.4. Родители обучающихся несут ответственность за посещение занятий внеурочной деятельности. 7.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение Устава ОО. Правил внутреннего распорядка обучающихся и других локальных актов, регламентирующих организацию образовательных отношений в общеобразовательной организации. Приложение №1 Модель плана внеурочной деятельности Модель плана ВД Содержательное наполнение Преобладание учебно -занятия обучающихся по углубленному изучению познавательной деятельности отдельных предметов; занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; -занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; -профориентационные занятия обучающихся. Преобладание -дополнительные занятия, испытывающих педагогической поддержки затруднения в освоении учебной программы; обучающихся -дополнительные занятия, испытывающих затруднения в освоении языков обучения; - специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации; -специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации. Преобладание -занятия обучающихся с педагогами, деятельности ученических сопровождающими деятельность детских общественных сообществ и воспитательных объединений и органов ученического самоуправления; мероприятий - занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; -занятия обучающихся в социально ориентированных объединений: экологических, волонтерских, трудовых и т.п. 7 Приложение 2 Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации Направление ВД Основное содержание занятий Рекомендуе (часть, рекомендуемая для всех мое количество обучающихся) часов в неделю Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики («Разговоры о важном») 1 Основная цель: Развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре Занятия по формированию функциональной грамотности 1 Основная цель: Развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей 1 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей 3 Основная цель: Развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни Основная цель: Интеллектуальное икультурн развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 2 Основная цель: Развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и уметь принимать другие точки зрения. 8