положение о внеурочной деятельности

/ УТВЕРЖДЕНО
АОУ «Школа № 13»
Ростовщикова Н.М.
137-од от 29.09.2023

ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
протокол № Тот 30.08.2023 г.
с учетом мнения совета родителей
протокол №1 от 28.09. 2023 г.
с учетом мнения совета обучающихся
протокол №1 от 21.09. 2023 г.

Положение о внеурочной деятельности
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Городского округа «город Ирбит» Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внеурочной деятельности разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 06.02.2023, Федеральными государственными стандартами
начального общего образования и основного общего образования, утвержденными
Приказами Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31.05.2021 с
изменениями от18.07.2022 года, Федеральным государственным стандартом среднего
общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения Российской Федерации №
413 от 17.05.2012 с изменениями от 12.08.2022 года;
Письмом Минпросвещения Российской Федерации от 05.06.2022 № ТВ 1290/03 «О
направлении методических рекомендаций»; Письмами Минпросвещения Российской
Федерации от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном и от
15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций», с учетом СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» и является основой для разработки Положения о
внеурочной деятельности
1.2. Настоящее положение устанавливает порядок организации и проведения
внеурочной деятельности обучающихся по обновленным ФГОС, порядок организации
занятий «Разговоры о важном», регулирует систему оценки достижения результатов
внеурочной деятельности, а также определяет ответственных лиц за проведение внеурочной
деятельности.
1.3. Образовательные программы начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования реализуются в ОО через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов.
1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
образовательной деятельности, направленная на достижение планируемых результатов
освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и
личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочных.
1.5. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО величина
недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную
деятельность составляет не более 10 часов еженедельных занятий на каждом уровне общего
образования:
•на уровне начального общего образования - до1320 часов;
®на уровне основного общего образования - до1750 часов (не более 350 часов в год);
• на уровне среднего общего образования - до 700 часов.
1.6. План внеурочной деятельности ОО является обязательной частью
организационного раздела ООП, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела ООП.
1

1.7. Внеурочную деятельность в соответствии с настоящим положением об ее
организации могут осуществлять педагогические работники, соответствующие общим
требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам квалификационными
характеристиками по должности, в том числе заместители директора, педагоги
дополнительного образования, учителя-предметник, классные руководители, педагогиорганизаторы,
педагоги-психологи,
логопеды,
педагоги-библиотекари
и
иные
педагогические работники.
1.8. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности все педагогические
работники ОО, ведущие занятия в рамках внеурочной деятельности должны пройти
повышение квалификации по реализации ФГОС НОО, ООО и ООО.
1.9. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в
аудиторную нагрузку педагогического работника, ее реализующую.
1.10. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности
осуществляется в рамках реализации ООП НОО, ООО и ООО.

2 .Условия реализации внеурочной деятельности и требования к организации
внеурочной деятельности

2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию
индивидуальных
потребностей, обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
2.2. Целью организации внеурочной деятельности в ОО является обеспечение
достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП за счет расширения
информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная
деятельность, повышения гибкости ее организации.
2.3.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
«поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
«совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
«формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
«повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной
и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
«развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
° поддержка
детских
объединений,
формирование
умений
ученического
самоуправления;
о формирование культуры поведения в информационной среде.
2.4.
При выборе направлений и отборе содержания обучения организация учитывает:
« особенности организации - условия функционирования, тип,
особенности
контингента, кадровый состав;
«результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
• возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий
и их содержательную связь с урочной деятельностью;
«особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная
организация.
2

2.5.
Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить:
• удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
• развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и
интересов;
• формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать
учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности);
• формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся,
основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социальнопрофессиональных ориентаций;
• развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной,
учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности;
• формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
• совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, самоопределения обучающихся.
2.6. При освоении ООП ООО содержание внеурочной деятельности осуществляется по
следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно­
нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное - в таких формах как
художественные, культурологические, филологические, сетевые сообщества, школьные
спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические
объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.

3 .Порядок организации внеурочной деятельности

3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе ОО.
3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в ОО также предусматривается
использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая
организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации,
обладающие необходимыми ресурсами.
3.3. Формы проведения внеурочной деятельности ОО определяет самостоятельно, при
этом учитывает активность и самостоятельность обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
3.4. В зависимости от конкретных условий реализации ООП, числа обучающихся и их
возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
3.5. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в ОО, определяется
учебным планом на текущий учебный год.
3.6. Количество часов зависит от образовательных потребностей в текущем учебном
году, но не более 10 часов в неделю на класс.
3.7. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное,
творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое
развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержу в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания ОО.
3.8. Часы внеурочной деятельности используют для реализации принципа
формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования с
помощью одной из трех моделей планов внеурочной деятельности (Приложение 1):
3

Г

э учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной
грамотности;
«с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению
их благополучия в пространстве школы;
• с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
3.9. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками
школы (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами
дополнительного образования (по согласованию).
3.10. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе
направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление обучающихся в объединения
внеурочной деятельности осуществляется на основании заявления родителей (законных
представителей) с сентября по 31 мая.
3.11. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного
года. При этом фамилия данного обучающегося вписывается в «Списочных состав» данного
объединения.
3.12. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора
двигательно-активных, физкультурно-спортивных
занятий.
Оптимальным
является
посещение не более 2-3-х внеурочных занятий в день, одно из которых должно быть
двигательно-активным.
3.13. Общеобразовательная организация самостоятельно решением Педагогического
совета разрабатывает и утверждает:
«рабочие программы внеурочной деятельности;
«план внеурочной деятельности;
«режим внеурочной деятельности;
© расписание занятий внеурочной деятельности.
3.14. Планы ВД НОО, ООО, СОО осуществляются посредством реализации рабочих
программ ВД.
3.15. План ВД ОО является обязательной частью организационного раздела ООП, а
рабочие программы ВД являются обязательной частью содержательного раздела ООП.
3.16. План ВД определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
ВД с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
3.17. Согласно, письму Минпросвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 (О
методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных ФГОС НОО, ООО) для обеспечения преемственности содержания
образовательных программ НОО и ООО целесообразно при формировании плана
внеурочной деятельности ОО предусмотреть, рекомендуемые к включению в план ВД
(Приложение 2).
3.18. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью ООП
соответствующего уровня образования и наравне с иными программами, входящими в
содержательный раздел ООП разрабатывается на основе требований к результатам освоения
общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в
структуру общеобразовательной программы.
3.19. Рабочие программы ВД для детей с ОВЗ разрабатываются и реализуются в
соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.20. Рабочие программы ВД включают в себя титульный лист, пояснительную записку
и следующие обязательные разделы:
«содержание курса ВД с указанием форм организации и видов деятельности;
«тематическое планирование;
«планируемые результаты освоения курса;
4

•цифровые образовательные ресурсы
3.21. Требования к оформлению рабочих программ внеурочной деятельности
регламентируется локальными актами ОО, в том числе Положением о рабочих программах.
3.22. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок зачета
результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности.
3.23. Образовательная организация может осуществлять зачет результатов освоения
обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования.
3.24П ри зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности
педагогическим работникам рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых
результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы ВД.
3.25. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности
может использоваться психолого-педагогический инструментарий, включая Портфолио
обучающегося.
4 . Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью
4.1. План
внеурочной деятельности каждого уровня
образования
может
корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом
предварительного выбора обучающимися и их родителями рабочих программ ВД.
4.2. Для обучающихся 1-х классов набор направлений и программ ВД предлагается для
ознакомления на установочном родительском собрании, для обучающихся 5-11 классов - на
родительских собраниях и через официальный сайт ОО.
4.3. Для проведения занятий допускается комплектование групп как из обучающихся
одного класса, так и из параллели классов. Наполняемость группы устанавливается от 12
человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две
группы. Комплектование групп происходит в соответствии с запросом участников
образовательной деятельности.
4.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных
ежедневных внеурочных занятий, так и организацию занятий крупными блоками (походы,
экскурсии и т.п.)
4.5. Продолжительность занятий ВД - 40 минут. Регламентируется действующими
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СП 2.4.3648-20.
4.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с расписанием,
утвержденным директором ОО.
4.7. Учет занятости обучающихся ВД осуществляется педагогическим работником в
электронном или бумажном журнале, оформление которого осуществляется в соответствии с
едиными требованиями, установленными локальными актами ОО.
4.8. Содержание записей в журнале должно соответствовать содержанию рабочей
программе.
4.9. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение занятий ВД
осуществляют должностное лицо, назначенные в школе ответственными за ведение
электронных (бумажных) журналов.
4.10. Организацией, координацией и контролем занятий ВД обучающихся конкретного
класса занимается классный руководитель, который:
• доводит до сведения родителей информацию о реализуемых в ОО рабочих программ;
• координирует (вносит предложения) по формированию графика проведения занятий
ВД;
• осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в соответствии с
расписанием;
о осуществляет взаимосвязь между родителями и учителями по вопросу организации
ВД, включая оценку образовательных достижений.
5

4.11. Общее руководство и контроль за ВД в ОО осуществляет заместитель директора
по ВР на основе своих должностных обязанностей: оценку содержания и качества программ
ВД. разработку, согласование (утверждение) планов ВД и расписания проведения занятий
ВД, системы оценивания результатов освоения рабочих программ ВД обучающимися.

5.06 организации занятий «Разговоры о важном»

5.1. В соответствии с письмом Минпросвещения РФ от 17.06.2022 № 03871 в рамках
ВД образовательная организация вводит еженедельные информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о
важном» (34 часа в учебном году).
5.2. «Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11 классов первым уроком
по понедельникам еженедельно.
5.3. В целях организации и проведения занятий «Разговоры о важном» для
обучающихся ОО является:
«воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое
воспитание на основе национальных ценностей;
«совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
«повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранению истории и культуры родного края. России;
«развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
• формирование культуры поведения в информационной среде.
5.4. Методические материалы для ОО цикла еженедельных занятий, включающие
сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный элемент,
визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на портале
«Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность»
Основным форматом проведения внеурочного занятия является разговор или беседа.
6. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

6.1. Оценка достижений результатов ВД происходит на трех уровнях:
• оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;
• индивидуальная оценка каждого обучающегося на основании экспертной оценки
личного Портфолио;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО по
направлениям ВД, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов
обучающихся и коллективных результатов групп обучающихся.
7. Ответственность

7.1. Администрация ОО организует:
«процесс разработки, рецензирования и утверждения программ ВД;
• контроль выполнения программ ВД;
• контроль ведения журналов ВД.
7.2.
Педагогические
работники
несут
ответственность,
установленную
законодательством и должностными обязанностями, за обеспечение требований ФГОС в
части реализации программ ВД как части ООП НОО, ООО, 000.
7.3. Деятельность педагогов регламентируется Уставом МАОУ «Школа №13»,
Правилами внутреннего распорядка, локальными актами, должностными инструкциями.
6

7.4. Родители обучающихся несут ответственность за посещение занятий внеурочной
деятельности.
7.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение Устава ОО. Правил
внутреннего распорядка обучающихся и других локальных актов, регламентирующих
организацию образовательных отношений в общеобразовательной организации.

Приложение №1

Модель плана внеурочной деятельности
Модель плана ВД

Содержательное наполнение

Преобладание учебно­
-занятия обучающихся по углубленному изучению
познавательной деятельности отдельных предметов;
занятия обучающихся по формированию
функциональной грамотности;
-занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими проектно-исследовательскую
деятельность;
-профориентационные занятия обучающихся.
Преобладание
-дополнительные занятия, испытывающих
педагогической поддержки
затруднения в освоении учебной программы;
обучающихся
-дополнительные занятия, испытывающих
затруднения в освоении языков обучения;
- специальные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в социальной
коммуникации;
-специальные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в социальной коммуникации.
Преобладание
-занятия обучающихся с педагогами,
деятельности ученических сопровождающими деятельность детских общественных
сообществ и воспитательных объединений и органов ученического самоуправления;
мероприятий
- занятия обучающихся в рамках циклов специально
организованных внеурочных занятий, посвященных
актуальным социальным, нравственным проблемам
современного мира;
-занятия обучающихся в социально ориентированных
объединений: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.

7

Приложение 2
Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план
внеурочной деятельности образовательной организации
Направление ВД

Основное содержание занятий
Рекомендуе
(часть, рекомендуемая для всех
мое количество
обучающихся)
часов в неделю

Внеурочные занятия
патриотической,
нравственной и
экологической тематики
(«Разговоры о важном»)

1

Основная цель:
Развитие
ценностного
отношения
обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям,
ее уникальной истории, богатой природе
и великой культуре

Занятия по формированию
функциональной
грамотности

1

Основная цель:
Развитие способности обучающихся
применять
приобретенные
знания,
умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности.

Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей

1

Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей

3

Основная цель:
Развитие
ценностного
отношения
обучающихся к труду, как основному
способу
достижения
жизненного
благополучия и ощущения уверенности
в жизни
Основная цель:
Интеллектуальное
икультурн
развитие обучающихся, удовлетворение
их особых
познавательных,
культурных,
оздоровительных
потребностей и интересов

Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся
в творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов

2

Основная цель:
Развитие важных
для
жизни
подрастающего человека социальных
умений - заботиться о других и
организовывать
свою
собственную
деятельность, лидировать и подчиняться,
брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку
зрения и уметь принимать другие точки
зрения.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».